Резервирование земельного участка

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд Бесплатная юридическая консультация: 1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд


Бесплатная юридическая консультация:

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Оглавление:

Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 70.1 ЗК РФ

1. Резервирование — одна из функций по управлению земельными ресурсами. Она является способом обеспечения запланированного в будущем использования земель. Действия по резервированию осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий (см. ст. ст. 9 — 11 Кодекса и комментарии к ним).

Как следует из закрепленных комментируемой статьей оснований резервирования, оно направлено на обеспечение публичных интересов. Цель включения в отношения по управлению земельными ресурсами отношений резервирования земель непосредственно связана с развитием процессов приватизации земельных участков, с одной стороны, и с разграничением государственной собственности на землю, — с другой. Многообразие форм собственности на землю предполагает, что каждый собственник земельного участка самостоятельно (с учетом требований закона) принимает решение об использовании земли, включая возведение объектов недвижимости, посадку зеленых насаждений и т.п., а также решает вопросы по распоряжению землей. Право собственности, таким образом, обеспечивает реализацию преимущественно частных интересов при использовании земли. Однако необходимость обеспечения и публичных интересов в использовании ограниченных земельных ресурсов остается актуальной и требует введения новых инструментов. К ним в настоящее время добавлен инструмент резервирования земель.


Бесплатная юридическая консультация:

Первым основанием резервирования, указанным в п. 1 комментируемой статьи, является изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Статья 49 Кодекса, на которую ссылается п. 1 комментируемой статьи, устанавливает основы изъятия земельных участков для нужд государства и местного самоуправления. Такие основания резервирования, как размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создание особо охраняемых природных территорий, строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов (как можно понять из комментируемой статьи), не связаны с изъятием земель (которое может и не производиться), но напрямую связаны с планируемым использованием земельных участков.

Резервирование земельного участка вносит существенные изменения в его правовой режим в сторону ограничения прав на землю (см. ст. 56.1 Кодекса и комментарий к ней).

До последнего времени основным инструментом регулирования владения, пользования и распоряжения земельными участками в целях обеспечения публичных интересов был институт целевого назначения земель, установленный ЗК. С принятием Градостроительного кодекса был утвержден еще один механизм регулирования использования земель — территориальное планирование, предполагающий в самом общем виде утверждение в административном порядке видов использования территорий в будущем (прежде всего использование, связанное с возведением объектов недвижимости). В целях соотнесения настоящего режима земельного участка, основанного на целевом назначении земельного участка и предоставленных правах на землю, и будущего его режима и вводится «промежуточный» режим — на основе принятия решения о резервирования участка. Таким образом, для уяснения правового содержания резервирования важны следующие моменты. Во-первых, содержание резервирования для конкретного земельного участка зависит от действующего правового режима участка и того режима, к которому есть намерение его привести; во-вторых, резервирование не может иметь самостоятельного значения без уверенности в том, что использование участка будет изменено; в-третьих, резервирование должно иметь срочный характер.

2. Правовое содержание п. 2 комментируемой статьи следует рассматривать как дополнительные к п. 1 той же статьи разъяснения о том, на каких территориях может быть осуществлено резервирование земель.
Относительно содержания данного пункта комментируемой статьи следует обратить внимание на то, что, помимо внесения изменений в ЗК, ФЗ о резервировании земель внес изменения и в иные нормативные правовые акты, а также установил некоторые переходные положения. Так, ст. 8 ФЗ о резервировании земель была дополнена ст. 3.1 ФЗ о введении в действие Градостроительного кодекса. Согласно этой статье до утверждения в установленном Градостроительным кодексом порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г., в целях резервирования земель для федеральных государственных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а в целях резервирования земель для государственных нужд субъектов РФ или муниципальных нужд границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Проекты границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения до их утверждения подлежат согласованию в порядке, установленном ч. ч. 2 — 5 ст. 3.1 ФЗ о введении в действие Градостроительного кодекса, а именно:

1) проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения подлежит согласованию в случае, если предполагается размещение такого объекта на земельном участке, который находится в собственности субъекта РФ (или государственная собственность на который не разграничена) либо в муниципальной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения направляется на согласование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого планируется размещение такого объекта капитального строительства;

2) проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения подлежит согласованию в случае, если предполагается размещение такого объекта на землях, находящихся в федеральной собственности. Проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения направляется на согласование уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.


Бесплатная юридическая консультация:

Срок согласования проекта границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ не может превышать одного месяца со дня направления указанного проекта на согласование. Неполучение заключения на проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти в установленный ч. 4 ст. 3.1 названного Закона срок рассматривается как согласие таких органов с указанным проектом.

В случае получения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ от уполномоченного федерального органа исполнительной власти мотивированного заключения о несогласии с проектом границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства регионального или местного значения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе принять решение о создании согласительной комиссии в порядке, установленном ч. 8 ст. 16 Градостроительного кодекса. При этом максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать одного месяца.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе утвердить проект границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства федерального значения при наличии вопросов, возникших в ходе согласования такого проекта и оставшихся не согласованными с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи установлены предельные (максимальные) сроки резервирования. При этом следует обратить внимание на то, что на семь лет земли могут быть зарезервированы по всем перечисленным в п. 1 комментируемой статьи основаниям. Исключительный срок резервирования (до 20 лет) установлен п. 3 комментируемой статьи только для строительства линейных объектов на землях, не предоставленных гражданам или юридическим лицам. При этом следует обратить внимание, что в данной статье перечень линейных объектов не ограничен их назначением или тем, в чьей собственности должны находиться возводимые линейные объекты.

4. В отношении п. 4 комментируемой статьи следует обратить внимание на то, что согласно Конституции РФ Правительство РФ в рамках закрепленных за ним полномочий органа, осуществляющего исполнительную власть РФ, издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ст. ст. 110, 115 Конституции РФ). Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 23) акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Исходя из норм ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ (ст. ст. 18, 19, 22) высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения на основании и во исполнение как Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, так и постановлений Правительства РФ. Акты высшего должностного лица субъекта РФ, акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в ряду нормативных правовых актов не должны противоречить также и постановлениям Правительства РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно ст. 4 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления правовую основу местного самоуправления составляют, помимо перечисленных в данной статье правовых источников, нормативные правовые акты РФ, включая указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

ФЗ о резервировании земель определено, что акты о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществленном до дня вступления в силу данного ФЗ, являются юридически значимыми. Срок резервирования указанных земельных участков не может превышать предельные сроки резервирования земель, установленные ЗК.

Источник: http://stzkrf.ru/70-1

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Государственное резервирование земель регламентируется Земельным Кодексом РФ и требуется в случае необходимости использования территории для каких-либо целей, значимых для народа и страны в целом. Бронирование участков под нужды муниципалитета и государства осуществляется в определенном порядке и производится на основании обязательного пакета документовна период, установленный законом.

Что такое резервирование земли

Резервирование земельной территории государством или муниципалитетом представляет собой процедуру наложения ограничений на эксплуатацию гражданами либо юридическими лицами конкретного участка по причине вероятности его дальнейшего использования во благо страны. Бронирование надела считается действительным лишь при соблюдении обязательного условия регистрации закрепления земель за государством в Федеральной регистрационной службе.


Бесплатная юридическая консультация:

Резервирование не приравнивается к однозначному изъятию земли, а является лишь предпосылкой к возможности ее изымания в будущем. Иными словами, предварительное закрепление участка за органами власти можно считать в некотором роде гарантией для государства, предполагающей, что требуемый надел в ближайшем будущем не будет каким-либо образом утрачен.

Если резерв распространяется на территорию, являющуюся частной собственностью, можно найти некоторые преимущества и для владельца надела. Например, собственнику, заранее уведомленному о возможном изъятии участка в пользу властей, стоит воздержаться от капитальных вложений в землю, поскольку в случае утраты надела, понесенные гражданином затраты возмещены не будут. Таким образом, предварительный резерв земель, в какой-то степени, может обезопасить владельца площади от материальных убытков.

Что касается ограничений, накладываемых на право распоряжения и пользования землей, таковыми могут выступить:

  • запрет на постройку дома и иного объекта, соответствующего целевому назначению территории;
  • отсутствие возможности размещения на земле искусственных водоемов, а также ограничение в осуществлении проектов по мелиорации, ирригации территории.

Кроме того, причисление участка к категории резервных земель может послужить отказом органа власти в просьбе заинтересованного лица оформить право собственности на конкретный участок.

  • Москва и область:
  • Санкт-Петербург и область:
  • Федеральный:

Основания для резервирования территории

Статья 49 Земельного Кодекса освещает основные причины, выступающие основанием для резервирования земли. В первую очередь, поводом для закрепления территории за государством может являться необходимость выполнения международных соглашений и обязательств страны.


Бесплатная юридическая консультация:

Кроме того, резерв земельных наделов осуществляется в случае возведения, преобразованияв их границах либо неподалеку от них следующих объектов:

  • энергетические системы регионального либо федерального масштаба;
  • объекты эксплуатации атомной энергии;
  • объекты, относящиеся к обороне и безопасности РФ, включая технические строения, коммуникации, системы, возведенные для охраны границ государства;
  • объекты транспорта и связи как региональной, так и федеральной значимости, а также системы железнодорожных путей всеобщего использования;
  • объекты космического назначения;
  • объекты систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, а также системы теплоснабжения, газоснабжения и электросети;
  • автомобильные магистрали.

Территории подлежат бронированию исключительно в том случае, если отсутствуют иные варианты для сооружения объектов государственного, либо регионального значения. При этом закон оговаривает, что в списке причин для резервирования земли, находящейся во владении субъектов РФ либо в муниципальной собственности, допустимы иные варианты, основанные на вновь возникших обстоятельствах.

Стоит дополнить, что земли, считающиеся собственностью государства и местных органов власти, закрепляются за таковыми и не предоставляются в пользование сторонним лицам в случае расположения на них объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Кроме того, в резерв входят территории с возведенными на них сооружениями по безопасности и защите страны, а также площади, отведенные под создание охраняемых природных объектов и водных сооружений.

Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве () и Санкт-Петербурге ().

Порядок резервирования земель

Порядок и процедура бронирования земли регламентированы постановлением Правительства РФ № 561, освещающим вопросы резервирования наделов в муниципальных и государственных интересах. На основании указанного документа, решение о переходе территории в резерв принимает орган исполнительной власти федерального, регионального либо местного уровня в зависимости от местонахождения интересующего объекта недвижимости.


Бесплатная юридическая консультация:

Постановление принимается на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Без наличия у интересующего надела номера кадастрового учета и паспорта бронирование земли недопустимо.

Прежде всего, органы местной власти либо федерального уровня рассматривают проект по закреплению земли, основываясь на соответствующих документах. Перечень бумаг, обязательных к сбору перед утверждением решения о переходе земельной площади в резерв, включает:

  • документация по планированию территории в случае, если намечается подготовка особо охраняемых природных объектов, а также предполагается расположение объектов безопасности и обороны;
  • документы, освещающие информацию о границах зон размещения объектов, планируемых к возведению на резервной территории;
  • заключение на соответствие резервирования конкретной площади государственным программам, нацеленным на изучение недр земли и ее рационального использования.

После рассмотрения бумаг, уполномоченный орган составляет документ о бронировании земельной территории для потребностей государства либо муниципалитета. Бумага представляет собой письменное решение, содержащее следующие сведения:

  1. Цели резервирования земельных площадей.
  2. Сроки резерва участков.
  3. Наименования и реквизиты документов, на основании которых осуществляется процедура.
  4. Перечень ограничений относительно распоряжения и пользования земельным наделом.
  5. Информация о времени и месте сбора собрания всех заинтересованных лиц с целью ознакомления таковых со схемой земель, подлежащих резервированию. Письменное подтверждение того факта, что все участники уведомлены.
  6. Список кадастровых номеров тех участков, что частично либо полностью расположены в пределах территории, бронируемой органами власти.

В обязательном порядке к решению прилагается схема закрепленных земель, содержащая полную информацию относительно всех участков, подлежащих резервированию. В дальнейшем документ вместе с копией постановления о резерве земли направляется в государственный кадастр и Росреестр для регистрации ограничений прав на участки и постановку таковых на учет. При этом важно уточнить, что в случае отсутствия регистрации решения, бронирование территории органами власти считается недействительным.

Последним этапом является обязательное размещение информации о резервировании определенных земель в средствах массовой информации того субъекта РФ, где находятся данные участки. Решение о резерве территории вступает в силу не ранее момента его публикации в СМИ.

Бесплатная юридическая консультация:

Допустимые сроки резервирования земли

На основании статьи 70.1 Земельного Кодекса резервирование территории для муниципальных и государственных потребностей не может превышать 3 года. При этом если процедура касается земельных площадей, находящихся в собственности органов власти, а ее целью выступает создание особой экономической зоны – срок не может превышать 2 года. В этом случае дополнительным условием является наличие в заявке на бронирование земли указаний от высшего органа государственной власти субъекта РФ.

В случае если земли находятся в собственности государства, либо муниципалитета и на их территории нет участков, переданных в пользование третьим лицам, при этом целями резервирования выступает строительство автомагистралей, железных дорог, метрополитена и прочих линейных объектов, срок резерва может достигать 20 лет.

По истечении установленного периода, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней оповестить кадастр недвижимости и Росреестр о прекращении действия ограничений на использование земли, с целью исключения из информационной базы сведений о забронированных участках. В ином случае государство может окончательно изъять земли, но лишь посредством выкупа и передачи собственнику суммы, составляющей стоимость надела.

Резервирование территории для муниципальных и государственных нужд осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ, где четко освещен порядок процедуры, основания для таковой и сроки бронирования земли. В случае нарушения какого-либо пункта, а также при отсутствии регистрации решения о резервировании конкретной площади, документ не имеет юридической силы и закрепление участков за государством либо муниципалитетом считается недействительным.

Источник: http://law03.ru/land/article/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyx-ili-municipalnyx-nuzhd


Бесплатная юридическая консультация:

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Резервирование земель. Понятие и особенности проведения резервирования земель для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:

  • необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
  • необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
  • необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
  • необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
  • необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
  • необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.

Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

  • имеющих федеральное значение;
  • имеющих региональное значение;
  • имеющих муниципальное значение.

При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • развитие высокотехнических отраслей экономики;
  • развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
  • развитие транспортной инфраструктуры.

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд

В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.

Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.

Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:

  • документ о планировании территорий;
  • документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
  • программы по проведению геологического изучения недр.

К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.

Порядок принятия решения о резервировании, его содержание

Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.


Бесплатная юридическая консультация:

Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:

  • цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
  • реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
  • полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
  • сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
  • полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.

В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.

Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель

На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:

  • два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
  • семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
  • двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.

В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:

  • истечение срока, предусмотренного решением;
  • предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
  • государственный орган принял решение об отмене резервирования;
  • участок был изъят в установленном законом порядке;
  • резервирование было отменено на основании решения суда.

Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд

В юриспруденции пользуется популярностью мнение, утверждающее, что перевод земельных участков в резервную категорию, которая будет использована для общегосударственных и муниципальных целей, серьезно ограничивает права собственности.

Из-за подобной практики юридические лица и обычные граждане, обладающие правами на земельные участки в пределах поселения, а также наделы сельскохозяйственного назначения, не смогут в полной мере воспользоваться своими правами.

Хотя данное мнение является частично обоснованным, следует отметить, что в действующем Земельном кодексе отсутствуют ограничения на резервирование участков, причисленных к другим категориям, не относящихся к самым востребованным.

Перевод земельного участка в резерв, используемый для государственных нужд, может стать причиной отказа передачи муниципальной земли в частную собственность.


Бесплатная юридическая консультация:

При этом порядок резервирования участков регламентирован статьей 49 Земельного кодекса, включая земли, находящиеся в муниципальной и госсобственности. К примеру, юридическим и частным лицам не предоставляются участки, на которых расположены объекты транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, природоохранные территории, а также объекты, относящиеся к оборонной сфере.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

Москва, Московская область

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок резервирования земли для государственных и муниципальных нужд

Процесс земельного резервирования, проводимый в рамках реализации региональных и общенациональных проектов, обладает рядом отличий, в сравнении с иными ограничениями прав собственности, в том числе с прямым изъятием наделов земли для государственных нужд.

Перевод земли в резерв означает, что данная территория может быть использована исключительно для определенного перечня целей, сформулированного местными или центральными исполнительными органами власти. Иными словами, собственник такого участка будет ограничен в возможностях его использования.

Описание процедуры резервирования

Процесс резервирования заключается в фиксации в документах, описывающих структуру планирования территории, зонального распределения участков, на которых будут в последствие размещаться важные государственные объекты.

Порядок проведения резервирования утвержден правительственным Постановлением № 561, принятым 22 июля 2008 года. Согласно данному законодательному документу, процесс резервирования должен проводиться в следующей последовательности:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Ответственный орган исполнительной власти принимает официальное решение, касающееся резервирования определенного участка. Если земля будет использована для нужд федерального правительства, то решение принимает федеральный орган власти, нужды территориальных субъектов и муниципалитетов обеспечиваются соответственно органами исполнительной власти местного уровня;
  • Определяется схема, по которой будет проводиться резервирование. Формируется список участков, частично или полностью находящихся на резервируемой территории, с указанием их кадастровых номеров. Разработанная схема и перечень участков являются неотъемлемой частью процедуры резервирования;
  • Сведения об ограничении прав использования земельных участков, находящихся в пределах резервируемой территории, следует обязательно занести в ЕГРП. Аналогичная регистрация проводится в случае отмены ограничений, например, после истечения срока резервирования;
  • Информация об участках, на которые распространяется ограничение прав в связи с резервированием, должна быть внесена в государственный кадастр.

Как можно купить землю у государства, читайте тут.

Для принятия решения о резервировании земельных наделов, необходимо принимать во внимание следующие документы:

  • пакет документации по планированию территорий;
  • документально зафиксированные границы новых объектов капстроительства местного, регионального или федерального значения;
  • заключение на соответствие процедуры резервирования положениям геологической госпрограммы изучения недр, процесса воспроизводства сырьевой базы.

Решение о резервировании должно проводиться на основе информации, полученной из кадастра недвижимости.

Что необходимо включить в решение, относящееся к резервированию участка:

  • четко определенные сроки резервирования и цели его проведения;
  • перечисление реквизитов задействованных для резервирования документов;
  • определение ограничений собственнических прав на включенные в резерв участки, которые устанавливаются, согласно действующему федеральному законодательству, положениям Земельного кодекса и других законодательных актов, способствующих достижению целей, ради которых проводится резервирование;
  • подтверждение факта ознакомления заинтересованных лиц с планами резервирования;
  • список кадастровых номеров земельных наделов, полностью или частично входящих в резервируемую территорию.

Принятое решение, касающееся резервирования земли, а также его схема должны подаваться вместе с соответствующим набором информации, которую необходимо включить в кадастр недвижимости.


Бесплатная юридическая консультация:

Необходимо отметить, что каждое такое решение действительно только для участков, относящихся к одному и тому же кадастровому округу. Чтобы с решением ознакомился широкий круг общественности, его положения публикуются в СМИ.

Права собственников при резервировании земель

Муниципальные и государственные нужды, требующие проведения резервирования земель, в первую очередь, призваны обеспечить защиту публичных интересов.

Однако при реализации процесса резервирования, важны не только общественные, но и частные интересы, поскольку в ходе проведения резервирования существенно ограничиваются возможности покупки земельных участков.

Если физическое или юридическое лицо использует земельный надел, не обладая правом собственности на него, после завершения процедуры резервирования, оно будет лишено возможности купить данный участок. Также могут быть существенно ограничены права на использование определенного надела для арендаторов и землепользователей.

С какими ограничениями могут столкнуться землепользователи:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Запрет на строительство жилья, объектов производства, зданий, относящихся к культурно-бытовой сфере и других строений, соответствующих целевому назначению надела земли и разрешенным вариантам использования;
  • Ограничение права на реализацию проектов, связанных с ирригацией территории, мелиоративными работами, строительством водных объектов, прудов и другими мероприятиями, соответствующими разрешенным вариантами использования данного участка;
  • Также исключается возможность приватизации участка, входящего в зарезервированные территории.

Если земля, пребывающая в муниципальной или государственной собственности, была включена в границы зарезервированных территорий, ее оборот также будет существенно ограничен. Если такие участки были переданы в аренду, то период действия договора с арендатором должен заканчиваться раньше установленного срока резервирования.

Довольно часто после завершения процесса резервирования земельных участков, производится изъятие земли для обеспечения государственных нужд. Землевладелец вправе обжаловать решение органов исполнительной власти как на этапе резервирования, так и на этапе изъятия участков.

На данный момент, еще не разработана простая процедура компенсации убытков, нанесенных при резервировании земельных участков. Собственники и арендаторы могут решить эти вопросы, обратившись в судебные органы, которые будут рассматривать отдельные случаи понесенных убытков в рамках действующего Гражданского кодекса.

Если земля изымается после предварительного резервирования, собственник может рассчитывать на компенсацию, проводимую согласно правилам изъятия участков для общегосударственных нужд.

Основания для резервирования земли

Инициация процедуры резервирования может проводиться исключительно на утвержденных законодательством основаниях. Согласно статье 70.1 Земельного кодекса, к основаниям для проведения резервирования относятся не только основания, относящиеся непосредственно к резервированию, но и к изъятию земли для муниципальных и общегосударственных нужд.


Бесплатная юридическая консультация:

Процесс резервирования может быть проведен, если:

  • он позволит государству выполнить международные обязательства;
  • в результате его проведения будут созданы объекты муниципального и общегосударственного значения, при условии, что для их размещения подходит только этот участок;
  • в целях решения других вопросов федерального значения, соответствующих нормам законодательства.

Для участков земли, находящихся в собственности государства или муниципальных органов власти, не являющихся объектами имущественных прав со стороны юридических лиц и граждан, процедура резервирования допускается в таких случаях:

  • если оно проводится для возведения транспортных, социальных, инженерных объектов, а также объектов, относящихся к обеспечению государственной безопасности;
  • на данном участке будет создана природоохранная территория;
  • создание водных объектов, в том числе водохранилищ;
  • для строительства специальных объектов, входящих в инфраструктуру особой экономической зоны, если возведение таковых соответствует принятым планам технического оснащения и обустройства зоны и находящихся рядом с ней территории.

Этот список является полным и включает в себя все основания, с помощью которых может быть обосновано резервирование земли.

Сроки резервирования земельных участков

Процесс резервирования наделов земли для решения региональных и общегосударственных задач не может быть бессрочным, и обязан иметь временные ограничения. Период резервирования может отличаться по продолжительности, в зависимости от ряда обстоятельств. Его продолжительность может составлять от 2 до 20 лет.

Максимальный срок резервирования земельных участков составляет семь лет. Если данная процедура применяется для реализации того или иного проекта в рамках особой экономической зоны, ее продолжительность не может превышать два года (при условии, что заявка на резервирование содержит указание исполнительного органа субъекта РФ, касающееся создания на данной территории экономической зоны).

Если на зарезервированных землях, пребывающих в собственности муниципального объединения или государства и не переданных в пользование гражданам, будет проводиться строительство железных, автомобильных дорог и иных линейных объектов, срок резервирования может достигать двадцати лет.


Бесплатная юридическая консультация:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

Москва, Московская область

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/kadastr-zemlya/rezervirovanie-zemelnyx-uchastkov-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd.html

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

ЗК РФ предусматривает, в том числе, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд (статья 70.1). Порядок и последовательность проведения бронирования регламентирует и 561-е постановление правительства России от 22.07.2008 г. Речь в данном случае идет о полном переходе из частной собственности в резерв государства (изъятие) или ограничения в вопросах его использования. Это необходимо, если земля имеет ценность для муниципалитета или страны в целом, а проводится процедура при полном соблюдении норм существующего законодательства, и в установленные законом сроки.

Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится

В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.

Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре. Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества. Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.

Что может стать основанием для госрезервирования

Поводов для начала процедуры госрезервирования много, причем сюда относятся, как непосредственно основания для самого бронирования, так и для изъятия земли в пользу муниципалитета. Землевладелец должен быть готов к тому, что его земля в любой момент может перейти в категорию госрезерва, но чаще всего это происходит, в случаях, если:

  • проведение процедуры может помочь в выполнении Россией обязательств перед иностранными «партнерами»;
  • только данный участок по своим параметрам может подходить для удовлетворения нужд муниципальных органов и страны в целом;
  • рядом с участком или в его границах, планируется возведение новых объектов или преобразование энергосистемы, атомных электростанций, оборонного или военного значения, автомагистрали, объекты, связанные с космосом. Также это касается инженерных объектов, относящихся к системам водоподачи и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения;
  • могут быть решены иные вопросы в масштабах страны или на уровне муниципалитета.

Проводится бронирование, как правило, если участок земли является частной собственностью или в качестве владельца выступает юрлицо, но в некоторых случаях процедура необходима в случае, если участок не является собственностью частников и компаний. Резерв необходимо оставлять, если планируется начало строительства автомагистрали, или в ближайшей перспективе возведение инженерных систем и оборудование коммуникаций. Это также необходимо при организации природоохранных зон, возведении водохранилищ и оборудовании других объектов водного хозяйства, специальных объектов инфраструктуры особой экономической зоны.

Гарантия прав собственников и ограничения по использованию резервных земель

Несмотря на то, что земли, подлежащие резервированию, призваны решить вопросы муниципального значения и часто от этого зависят интересы государства в целом, собственники участков, подлежащих государственному бронированию, также должны быть защищены. Однозначно можно сказать, что если участок до проведения процедуры бронирования не был приватизирован, его уже нельзя будет купить или продать, собственно, использовать по своему усмотрению такой участок тоже не получится.

Собственники, как правило, сталкиваются с рядом ограничений:

  1. нельзя строить жилые здания и объекты коммерческого назначения, так как в случае изъятия их стоимость вряд ли будет компенсироваться; запрещается возводить водные объекты и ирригационные сооружения, объекты, используемые для выполнения мелиоративных работ;
  2. земли, зарезервированные муниципалитетом или другими госучреждениями, не могут быть приватизированы.

Ограничения по использованию касается, как земельных участков, зарезервированных, но находящихся в собственности физических и юридических лиц, так и земель, которые являются собственностью государства. В случае если они были забронированы с соблюдением всех процессуальных норм, но при этом находились в аренде, договор аренды должен быть прекращен. Что же касается убытков собственников, то процедура их компенсации еще не разработана, однако государство прилагает все усилия, чтобы компенсировать понесенный ущерб. В любом случае, у землевладельца никто не отнимал права обращения в суд. Убытки будут возмещаться в рамках положений Гражданского кодекса РФ.

Как происходит процедура резервирования

Решение о переходе участка в госрезерв происходит по инициативе специалистов федеральных или местных органов власти, в случае возникновения такой необходимости. Принимается соответствующее постановление после изучения документов кадастрового учета.

Чтобы провести процедуру на законных основаниях, придется подготовить соответствующий пакет документов:

  • в случае если на земельном участке, предназначенном для бронирования, будут размещаться объекты безопасности и обороны, или планируется возведение объектов природоохраны, понадобится документация по планированию территории;
  • документы с указанием границ и размеров объектов, которые планируются к размещению на зарезервированных землях;
  • заключение о соответствии площади забронированной земли нуждам госпрограмм.

Изучив все предоставленные документы, уполномоченное лицо составляет специальный документ. В нем содержаться сведения относительно цели резервирования, указываются сроки окончания процесса. Перечисляются также документы, на основании которых производится бронирование. Указываются ограничения, место и время проведения собрания, на котором лица, вовлеченные в процесс, ставятся в известность о произошедших изменениях. Перечисляются в документе и кадастровые номера всех участков, расположенных в пределах резервируемой территории.

Все перечисленные документы направляются в кадастр и госреестр, где происходит окончательная процедура ограничения прав на бронируемые участки и постановка их на государственный учет. Если принятое решение о резервировании своевременно не было зарегистрировано в реестре объектов недвижимости, оно не имеет законной силы, а участки, фактически, не являются забронированными и могут использоваться по усмотрению собственников.

Сроки бронирования земли

Согласно положением ЗК Российской Федерации, участок, который был ранее забронирован, может резервироваться на срок, не более трех лет. Исключением являются объекты, находящихся в госсобственности, и предназначенные для создания специальных экономических зон. Срок действия разрешения на такие участки завершается автоматически через 2 года после регистрации.

После того, как сроки бронирования вышли, специалисты органа власти, выдавшего разрешение на резервирование, обязаны в 30-дневный срок уведомить об этом Росреестр и Госкадастр. Специалисты этих инстанций примут решение о прекращении действия разрешения и снимут ограничения на эксплуатацию земли. Не исключается также возможность изъятия земли из собственности третьих лиц, но закон в этом случае предусматривает выкуп участка, после чего собственнику участка передается необходимая сумма. С окончанием срока резервирования участок исключается из перечня зарезервированных земель.

Резервирование участка на примере

В качестве примера, что может произойти, если вы решите использовать по собственному усмотрению участок из перечня госрезерва, можно привести случай из юридической практики одной компании.

С соблюдением всех законных норм органами государственной власти было зарезервировано несколько участков, находящихся на территории садового товарищества. В том районе местные власти планируют возвести перерабатывающее предприятие, предназначенное для решения проблем с утилизацией отходов. Собственники участков решили их приватизировать, но был получен отказ, так как земли находятся в госрезерве. Суд, рассмотрев иск собственников участков, признал такое решение чиновников оправданным. Юристы советуют подождать три года, а именно такой срок считается максимальным для резервирования данных участков.

Источник: http://prosadidom.ru/land/surveying/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd/

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн