Предмет служебного подлога

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог Бесплатная юридическая консультация: 1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным.

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог


Бесплатная юридическая консультация:

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

Оглавление:

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 292 УК РФ

1. Являясь посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления), служебный подлог отличается от других предусмотренных в гл. 30 УК преступлений своим субъектным составом. Только при совершении служебного подлога его субъектом могут быть как должностное лицо (см. примечание 1 и комментарий к ст. 285), так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 288), не являющиеся должностными лицами.


Бесплатная юридическая консультация:

2. Предметом служебного подлога являются официальные документы — документированная информация, зафиксированная на любом материальном носителе (в том числе и электронный документ), выдаваемая (исходящая) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированная информация (обязательства, справки, договоры и т.п.), выдаваемая частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящаяся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия, предоставляют права, возлагают обязанности либо освобождают от них .

БВС РФ. 2003. N 5. С. 15, 16.

Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идет о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем.

3. В законе названы две разновидности преступных деяний, объединяемые одним понятием «служебный подлог»: 1) внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; 2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Таким образом, подлог может быть материальным — внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным — составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа.

Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы — это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. К такой разновидности подлога относятся также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т.п. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих их действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами.


Бесплатная юридическая консультация:

При этом в силу прямого указания закона деяние не должно содержать признаков преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК.

4. Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или государственным (муниципальным) служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции).

Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает не официальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога не будет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 327 УК (см. комментарий к этой статье). По этой же статье УК будут нести ответственность за подделку документов служащие государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, поскольку они не находятся на государственной службе и не являются муниципальными служащими.

5. Для признания деяния преступным не требуется наступления каких-либо последствий. Преступление окончено с момента учинения одного из названных в законе действий независимо от того, был ли использован данный подложный документ.

Наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства охватывается ч. 2 комментируемой статьи.


Бесплатная юридическая консультация:

О содержании указанных последствий см. комментарий к ст. 285.

6. Служебный подлог может быть совершен только с прямым умыслом, виновное лицо должно руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями (см. комментарий к ст. 285). Наличие какого-либо другого мотива при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы или совершении иных действий, предусмотренных ст. 292, исключает ответственность за служебный подлог.

7. Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого преступления, содеянное одновременно может являться приготовлением к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.

Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать по совокупности как хищение и служебный подлог. Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, которые используют подделанный ими официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления (например, ст. 188 УК).

Если служебный подлог учиняется с целью оказания содействия другому лицу в совершении преступления, виновный привлекается к ответственности по ст. 292 УК и за пособничество в совершении другого преступления.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://rulaws.ru/uk/Razdel-X/Glava-30/Statya-292/

Критерии оценки официального документа как предмета служебного подлога

У сотрудников правоохранительных органов Кировской области иногда возникают вопросы об отнесении того или иного документа к официальным как к предмету преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ (Служебный подлог), с позиции уголовного права.

Следует отметить, что поставленные вопросы представляют определенную сложность для правоприменителя, о чём, например, может свидетельствовать обращение с подобным вопросом прокурора для дачи заключения об отнесении к официальным документам Журнала учета информации (ЖУИ) в органах внутренних дел к П.С. Яни [5, с.].

Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать дефиниции официального документа, которые дали ведущие специалисты в области уголовного права РФ в учебной и научной литературе.

По мнению Б.М. Леонтьева, «Официальным документом следует считать письменный или иной формы акт, исходящий от государственного или муниципального органа, учреждения, организации или предприятия, предназначенный удостоверить события или факты, которые порождают для использующих их лиц определённые юридические последствия, например, паспорт, удостоверение личности, трудовая книжка» [3, с. 99].

Б.В. Волженкин полагал, что «Официальный документ в качестве служебного подлога можно определить как документированную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе, выдаваемую (исходящую) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и войсковых вооруженных формирований, в равно документированную информацию, выдаваемую частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящуюся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов и учреждений, для удостоверения фактом и событий, имеющих юридическое значение.


Бесплатная юридическая консультация:

В связи с этим официальные документы порождают для использующих их лиц определённые юридические последствия. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идёт о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем» [1, с. 234].

А.Э. Жалинский под ними понимал в узком смысле слова документы, исходящие из органов власти различных ветвей, в которых работают лица, могущие быть субъектами данного преступления (ст. 292 УК РФ). В широком смысле слова официальными являются и различного рода документы, в том числе документы первичного учета, исходящие из организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Официальными являются только те документы, которые исходят из соответствующих публичных органов и имеют надлежащее правовое оформление, т.е. реквизиты, подписи, заверяющие, утверждающие, отметка о внесении в реестры и другие, соответствующие правилам документооборота признаки [2, с.].

Т.Б. Басова пишет, что «нормативного определения понятия «документ» в уголовном законодательстве нет. Федеральный закон РФ от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» в ст. 2 давал следующее определение документа: «документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Однако подобное определение не снимало неясности при применении уголовного закона. Действующий Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определения документа не содержит».

Анализируя уголовно-правовую литературу, она выделила основные признаки официального документа, отметив, что, определяя этот материальный объект, исследователи используют различные термины: «предмет», «акт», «форма». Но определение документа через указанные понятия не учитывает современных условий развития общества. По ее мнению, определяя понятие документа, названного в ст. 292 УК РФ, и характеризуя его материальность, более точным будет употребление словосочетания «материальный носитель информации»…

В качестве другого признака официального документа Т.Б. Басова называет его письменность. «Документ – письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными или компетентными учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей».


Бесплатная юридическая консультация:

С учётом внедрения в сферу документирования средств электронно-вычислительной техники, Т.Б. Басовой указан третий признак официального документа как предмета служебного подлога то, что он представляет собой зафиксированный в специфической форме материальный носитель информации.

Исходя из многочисленных определений понятия документа, дающихся в юридической литературе, Т.Б. Басова указывает на его основное свойство (признак) – его способность служить доказательством, подтверждением каких-либо событий, фактов. При этом, как она отмечает, документ должен отвечать требованию удостоверять такие события и факты.

В качестве другого важного признака документа она называет источник его происхождения. Как известно, по источнику происхождения документы в теории уголовного права подразделяются на два вида: официальные и частные, т.е. документы классифицируются по субъекту, от которого они исходят. Официальными являются документы, исходящие от государственной организации либо от должностных лиц. Частными же признаются документы, исходящие от частных лиц.

На основании этого Т.Б. Басова считает необходимым отметить такой обязательный признак документов рассматриваемого вида, как компетентность органа, учреждения и их должностных лиц. «В соответствии с этим требованием документ должен исходить от органа, должностного лица, имеющего полномочия по их подготовке, выдаче либо удостоверения, а содержащиеся в них факты, сведения, права – вытекать из этих правомочий».

Обобщая сказанное, под официальным документом она понимает зафиксированный в специфической форме материальный носитель информации, подготовленный компетентными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями и их должностными лицами, удостоверяющий об обстоятельствах либо фактах, имеющих юридическое значение. Предметом служебного подлога могут быть официальные документы, а также частные документы, удостоверенные компетентными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями и их должностными лицами [4, с.].

Бесплатная юридическая консультация:

Аналогично вышеперечисленным точкам зрения учёных в качестве обязательного признака официальной информации, носителем которой является официальный документ А.И. Рарог, Л.А. Букалерова, П.С. Яни называют содержание в такой информации сведений о фактах, имеющих юридическое значение [5, с. 143].

На перечисленные признаки неоднократно обращалось внимание и в судебной практике. Так, по делу Макарова официальными документами были признаны экзаменационные ведомости, листы, зачётные книжки студентов, на основании которых принимаются решения о переводе студентов на следующий курс, а в итоге – о допуске к дипломной работе; по делу Бирюкова — протоколы следственных действий. По многим уголовным делам, рассмотренным судами г. Кирова, таковыми признавались листы временной нетрудоспособности, выдаваемые врачами в медицинских учреждениях. И не были признаны официальными документами выставленные следователем С. карточки формы №и № 1.1-99 в процессе расследования уголовного дела, как не устанавливающие каких-либо юридических фактов и не влекущие правовые последствия. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» к числу официальных следует относить все процессуальные документы [5, с.].

Таким образом, учитывая вышесказанное можно выделить следующие признаки официального документа:

  1. он должен быть материальным носителем информации;
  2. изложен, как правило, в письменном виде;
  3. должен иметь соответствующие реквизиты, форму, установленные нормативно-правовыми актами;
  4. должен быть составлен государственными и муниципальными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и служащими, и даже, по мнению некоторых учёных, коммерческими и иными организациями, частными лицами;
  5. эти органы и учреждения, должностные лица, должны быть компетентными для составления таких документов;
  6. такие документы должны устанавливать, фиксировать факты и события, которые имеют юридическое значение, т.е. могут повлечь определённые юридические последствия для участников установленного или зафиксированного события или факта.
  1. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ А.Э. Жалинский, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский Дом «Городец», 2010.
  3. Курс уголовного права. Особенная часть. Том. 5. Учебник для вузов. Под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н. Борзенкова и доктора юридических наук, профессора В.С. Комиссарова. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  4. Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ А.И. Коробеева. Т. V. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право. – Спб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.
  5. Яни П.С. Предмет должностного подлога // Уголовное право. 2005. № 3.

Опубликовано: Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях». Материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013). Выпуск 10. Часть 1. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013.

Источник: http://advokatsidorov.ru/predmet-sluzhebnogo-podloga.html


Бесплатная юридическая консультация:

Служебный подлог (ст.292), его отличие от подделки документов (ст.327).

Объект – интересы государственной службы.

Предмет служебного подлога обозначен в законе – официальные документы.

Документом признается любой материальный носитель информации, который подтверждает наличие (или отсутствие) какого-либо факта или события, имеющего юридическое значение (это может быть письменный акт, юридически значимая информация на машинном носителе и т.д.), и обладает необходимыми для данного носителя реквизитами.

Под официальными документами понимают те юридически значимые документы, которые находятся в ведении органов, подпадающих под сферу действия главы 30 УК РФ. Это может быть как исходящая от этих органов документация, так и входящая, в том числе и от частных лиц, если она прошла необходимую регистрацию, о чем свидетельствуют соответствующие реквизиты. С момента регистрации частный документ для данного органа стал документом официальным.

Под служебным подлогом понимается внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Обязательным признаком данного преступления является совершение его с использованием служебного положения виновного и вопреки интересам службы


Бесплатная юридическая консультация:

Объективнаясторона рассматриваемого преступления представлена двумя самостоятельными формами:

1. Под внесением в официальный документ заведомо ложных сведений понимают внесение в подлинный официальный документ сведений, в полном объеме или частично не соответствующих действительности, и этот факт очевиден для виновного. Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений предполагает изначальное составление документа ложного по существу. При этом сам документ полностью соответствует предъявляемым требованиям и не подвергается каким-либо изменениям. Такой вид подлога называют интеллектуальным.

2. Второй вид подлога состоит во внесении в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, то есть в первоначальный, подлинный по форме и содержанию официальный документ виновный позднее вносит (путем подчистки, дописки, травления, смывания, замены отдельных страниц или фрагментов документа и т.д.) различного рода исправления, делающие документ не соответствующим действительности, – такой вид подлога называют материальным.

Состав служебного подлога – формальный. Состав считается выполненным, а преступление оконченным в момент совершения одного из указанных действий.

Субъективнаясторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер своего деяния, заключающегося во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание, используя при этом свое служебное положение вопреки интересам службы, предвидит возможность или неизбежность причинения ущерба общественным отношениям, обеспечивающим реализацию задач, стоящих перед соответствующим государственным или муниципальным органом, должностным лицом или государственным служащим которого он является, и желает причинить такого рода ущерб.


Бесплатная юридическая консультация:

Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является корыстная или иная личная заинтересованность.

Под корыстным мотивом понимается стремление извлечь какую-либо материальную выгоду – получение права на имущество, освобождение от обязательств материального характера.

Иная личная заинтересованность может заключаться в мести, ревности, стремлении опорочить, скомпрометировать кого-то, желание скрыть свою некомпетентность, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.д.

Субъектпреступления – должностное лицо, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления.

Часть 2: те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.


Бесплатная юридическая консультация:

Халатность (ст.293).

Видовым объектом является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону деятельность властного публичного аппарата – органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных силах, других войсках и иных воинских формированиях.

Непосредственный объект общественные отношения, складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную деятельность компетентно и строго на основе закона.

Объективнуюсторону халатности составляют: 1) деяния, включающие две самостоятельные формы: неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей; 2) последствие – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между ненадлежащим поведением должностного лица и наступившими последствиями.

Состав преступления – материальный. Состав халатности считается выполненным, а преступление оконченным с момента наступления последствий.


Бесплатная юридическая консультация:

Диспозиция ст. 293 УК является бланкетной и для признания в деянии лица наличия состава преступления необходимо определить круг служебных обязанностей должностного лица, а также установить, что конкретно из этих обязанностей не выполнено или выполнено ненадлежащим образом. При этом всегда необходимо ссылаться на конкретные статьи и пункты нормативного акта, регламентирующего обязанности виновного в халатности должностного лица, нарушение которых повлекло указанные в законе последствия. Установление причинной связи между деянием и наступившими последствиями обязательно.

Состав халатности можно выполнить как путем активных действий (ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей), так и путем бездействия (неисполнение должностным лицом своих обязанностей).

Под неисполнением должностным лицом своих обязанностей следует понимать бездействие лица по отношению к своим обязанностям, вытекающим из служебного положения, которые должностное лицо должно было и реально могло выполнить. Должностному лицу не может быть вменено в вину несовершение действий, не входящих в круг его обязанностей.

Под ненадлежащим выполнением должностным лицом своих обязанностей следует понимать такое поведение должностного лица, при котором оно хотя и действует во исполнение обязанностей, но действует несвоевременно, некачественно.

Непосредственно в законе названы объективные причины халатности: недобросовестное отношение к службе или небрежное отношение должностного лица к службе. Причины альтернативны и по смыслу закона исчерпывающи. Все иные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей по службе не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Как правило, халатность характеризуется системой действий (бездействий), однако не исключена ситуация единичного факта недобросовестного (или небрежного) отношения должностного лица к служебным обязанностям, повлекшая существенное нарушение охраняемых законом прав и интересов.

Последствия в виде причинения крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства – обязательный признак объективной стороны рассматриваемого преступления.

В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей должны быть причинены общественно опасные последствия в виде крупного ущерба. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей.

Субъективнаясторона преступления характеризуется только неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Халатность – единственное преступление, из числа включенных в главу 30 УК РФ, совершаемое по неосторожности. При легкомыслии должностное лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий.

При небрежности должностное лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.


Бесплатная юридическая консультация:

Во всех случаях устанавливаются не только круг и характер служебных обязанностей должностного лица, но и реальная возможность выполнения этих обязанностей.

Субъектсостава халатности – только должностное лицо. И здесь очень важно иметь в виду п. 4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. — «не являются субъектом должностного преступления те работники, … которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности». Только в случае, когда наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, за их нарушение он может нести ответственность по главе 30 УК РФ. На практике же встречаются случаи признания должностными лиц при исполнении последними сугубо профессиональных обязанностей. Так, осужден по ч. 2 ст. 293 УК РФ врач, заведующий родильным отделением больницы, обвиненный в небрежном исполнении своих обязанностей, повлекшем по неосторожности смерть человека. Нет состава халатности в действиях профессионального характера, когда они не являются выполнением какой-либо функции должностного лица – организационно-распорядительной или административно-хозяйственной.

При установлении ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, приведших к причинению смерти по неосторожности, речь должна идти об уголовной ответственности по ч. 2 ст. 109 УК.

Часть 2 ст. 293 УК РФ называет квалифицированные виды халатности: то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Смерть человека следует рассматривать в качестве квалифицированного вида халатности, если она находится в причинной связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Данный состав халатности может иметь вину либо в виде легкомыслия, либо в виде небрежности.


Бесплатная юридическая консультация:

Другим квалифицирующим видом халатности выступает наступление иных тяжких последствий. Тяжкие последствия при халатности по своей форме могут быть такими же, как и при злоупотреблении служебными полномочиями. Они вменяются в вину должностному лицу только в том случае, когда находятся в причинной связи с должностной халатностью субъекта преступления.

Как и по отношению к смерти человека при халатности психико-волевое отношение должностного лица к иным тяжким последствиям может быть либо в виде легкомыслия, либо небрежности.

В части 3 ст. 293 УК предусмотрен особо квалифицированный состав халатности, характеризуемый неосторожным причинением смерти 2-м и более лицам.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, а также на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 295, 317).

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ). Основным объектом преступления является нормальная деятельность суда, следствия и дознания, а дополнительным – жизнь лица, осуществляющего правосудие, предварительное расследование, дознание, а также других лиц, участвующих в отправлении правосудия, а равно их близких.


Бесплатная юридическая консультация:

Объективная сторона предусмотренного в ст. 295 УК состава преступления заключается в совершении активных действий, направленных на лишение жизни судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя, а рано их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта.

Эти действия совершаются путем использования огнестрельного или холодного оружия, ножей, колющих и иных предметов и т.д.

Посягательство на жизнь указанных в законе лиц предполагает совершение убийства или покушение на убийство. Необходимым элементом объективной стороны преступления является осуществление посягательства на жизнь потерпевшего в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, исполнением приговора, решения суда либо иного судебного акта.

Состав усеченный, окончено с момента посягательства независимо от наступления последствий.

Субъективная сторона состава преступления выражается виной в форме прямого умысла. Виновный сознает опасный для жизни характер своих действий, предвидит тяжкие последствия от этих действий и желает их наступления.


Бесплатная юридическая консультация:

Обязательным признаком субъективной стороны является цель – воспрепятствование законной деятельности лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, либо мотив мести за такую деятельность.

Субъект – любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Источник: http://infopedia.su/8x8b0a.html

Официальный документ как предмет служебного подлога

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 20.11.20


Бесплатная юридическая консультация:

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Ганиев А. Р. Официальный документ как предмет служебного подлога // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С.. — URL https://moluch.ru/archive/232/53865/ (дата обращения: 12.12.2018).

Одним из конструктивных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, является предмет преступления в виде официального документа. Сложность в правоприменительной практике вызывает то, что определение понятия «официальный документ» как и «документ» в целом Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит.

Понятие документа включено в Федеральный закон от 29.12.1994 г. «Об обязательном экземпляре документов», который определяет документ как материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

В этой связи возникает вопрос, можно ли данное понятие использовать применительно к уголовно — правовым отношениям. Конституционный суд в своем Определении от 13 октября 2009 г. № 1236-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мигутиной Ю. С. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации» дал положительный ответ на этот вопрос, не согласившись с мнением заявительницы о неопределенности и возможности расширительного толкования термина «официальный документ».

Высшая судебная инстанция сочла, что ст. 292 УК РФ не содержит неопределенности в оценке документа как предмета преступления и не является произвольной, поскольку официальными являются документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер [1].


Бесплатная юридическая консультация:

Следует отметить, что такую позицию Конституционного суда поддерживают далеко не все ученые — теоретики в области уголовного права. Например, Л. А. Букалерова считает, что такое определение официального документа «в силу своей неконкретности не может быть использовано уголовным правом» [2]. О. С. Степанюк же убережён, что определение понятия «официальный документ» из другой правовой сферы будет использоваться в качестве шаблона, а такой бланкетный подход «способен негативно сказаться на правоприменительной практике следственных органов и судов [3].

Определенным этапом устранения вышеописанных недочетов и трудностей определения предмета анализируемого преступления стали разъяснения, содержащиеся в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В соответствии с которым предметом служебного подлога является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей.

В теории уголовного права признак официальности, который Постановление, к сожалению, не определяет, является дискуссионным. Безусловно, к официальным документам относятся документы, созданные государственными, муниципальными органами. Неопределенность возникает в отношении документов, происходящих из иных источников, но попадающих в государственный и муниципальный документооборот.

Предполагается вполне обоснованным считать документ официальным, если за ним государство в лице органов в установленном законом порядке признает юридическое значение. Впрочем, при обсуждении проекта Постановления предлагалось в определении указать, что официальный документ подпадает под действие строгой отчетности и контроля за обращением [4].

Термин «официальный» в русском языке употребляется в двух значениях: правительственный или должностной и документ, использующийся с соблюдением всех правил, формальностей. В последнем случае имеется в виду четкое соблюдение требований по оформлению документа в зависимости от его носителя: заголовок, гриф согласования и утверждения, место составления, подпись и иные реквизиты. Официальные документы должны оформляться и удостоверяться в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативно — правовых актах.

Наличие удостоверяющей силы — еще один признак официального документа, который выделяет Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Документы информационного характера, в которых излагаются факты, не удостоверенные данным документом, не имеют удостоверяющей силы. Да, они могут иметь режим официальных документов, но не могут быть признаны предметом служебного подлога.

Так, по приговору Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга 6 сентября 2001 г. признана виновной в служебном подлоге следователь РУВД, которая с целью избежать наложения взыскания за волокиту по расследованию дела, внесла в документы первичного учета (статистические карточки) заведомо ложные сведения о направлении дела в суд.

Президиум Свердловского областного суда не усмотрел в вышеописанном деянии состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ и прекратил уголовное дело. Свою точку зрению он пояснил следующим образом: «По смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются только официальные документы, т. е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них».

Статистические карты как документы первичного учета, не устанавливают каких — либо юридических фактов и не влекут правовых последствий. Они носят лишь информационный характер и используются только для решения ведомственных задач, поэтому к официальным документам не отнесены быть не могут.

Последним признаком официального документа, который выделяет Пленум Верховного Суда РФ, являются факты, удостоверяющие документ и влекущие юридические последствия в виде предоставления прав или их лишения, возложения обязанностей или освобождения от них, изменения объема прав и обязанностей.

В указаниях Верховный Суд Российской Федерации к официальным документам, как к предмету служебного подлога, относит постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела, в которые должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности или в целях улучшения показателей раскрываемости преступлений могут вноситься заведомо ложных сведения. Однако из числа предметов служебного подлога он исключает такие документы как протоколы допросов, протоколы судебного заседания и т. д. Бесспорно, эти документы сами по себе не предоставляют прав и не освобождают от обязанностей, однако они имеют важное юридическое значение, поэтому представляется обоснованным смягчить требования, предъявляемые к предмету служебного подлога. Вполне обоснованным видится отметить возможность фактов, которые удостоверяются документом и вызывают последствия в виде предоставления прав или освобождения от обязанностей, влиять на наступление последствий в виде предоставления прав или освобождения от обязанностей.

Другим интересным вопросом является вопрос отнесения электронных документов к числу официальных: обязательно ли носитель должен иметь материальную форму. Если обратиться к понятию материального носителя, закрепленное в ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485–1 «О государственной тайне», становится очевидным, что качестве материального носителя могут выступать физические поля. Законодатель соотносит физическое поле с отдельной формой материи, а это позволяет сделать вывод о признании электронной формы документа в качестве материального носителя информации.

Таким образом, предметом служебного подлога может быть как бумажный, так и электронный документ, составленный государственными и муниципальными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и служащими, оформленный в установленном порядке соблюдением всех обязательных реквизитов. Характер официальности документу придает его содержание — удостоверение юридических фактов как непосредственно порождающих возникновение, изменение или прекращение правоотношений, так и удостоверяющих юридически значимые поступки, свидетельствующие о возможности наступления правовых последствий. Предмет служебного подлога — конструктивный признак состава преступления, который подлежит обязательному установлению при квалификации деяния, предусмотренного ст. 292 УК РФ. Поэтому во избежание расхождений в толковании вышеуказанного понятия и правильного его уяснения, как в теории, так и на практике статья ст. 292 УК РФ нуждается в дополнении дефиницией «официальный документ».

1. Определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. № 1236-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мигутиной Ю. С». http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc//

  1. Букалерова Л. А. Уголовно-правовая охрана официального информационного оборота / под ред. В. С. Комиссарова, Н. И. Пикурова. М.: Юрлитинформ,С.71.
  2. Степанюк О. С., Степанюк А. В. Проблема межотраслевого подхода к толкованию понятия «официальный документ» // СПС «Гарант».
  3. Букалерова Л. А. О проекте постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных коррупционных преступлениях» // Уголовное право. 2013. № 5. С. 45.

Источник: http://moluch.ru/archive/232/53865/

Служебный подлог

Подлог документов должностным лицом — серьезное преступление, которое влечет уголовную ответственность.

Злоумышленник в личных целях вносит в важные бумаги ложные данные. Главный признак служебного подлога — официальный характер документа. Это значит, что он имеет юридическое значение и влечет определенные последствия.

Что такое служебный подлог, и какая уголовная ответственность за него грозит — читайте далее.

Понятие служебного подлога и его признаки

Под ним закон понимает внесение в документ ложных сведений или исправлений, искажающих содержание (например, трудовая книжка, диплом). Мотив преступления — корысть или иная личная заинтересованность.

Следовательно, служебный подлог совершается только с помощью 2 действий:

  1. в официальные бумаги вносятся изменения, искажающие их смысл;
  2. составляются заведомо ложные официальные документы.

При этом не имеет значения, были совершены эти действия одновременно или нет. Например, заполнение постановлений о возбуждении и прекращении уголовного дела сотрудниками полиции. Цель внесения ложных сведений — улучшение показателей раскрываемости на участке.

Служебный подлог — это не только изменение существующего документа, но и создание нового с заведомо ложными сведениями.

Отличие служебного подлога от аналогичных составов

Не стоит путать понятия превышения служебных полномочий и подлога. В первом случае должностное лицо явно выходит за пределы своих полномочий, а во втором — действует в их рамках, однако искажает данные в официальных бумагах.

Также близки по составу служебный подлог и фальсификация доказательств. Но они различны по субъекту.

При фальсификации внесением недостоверных данных занимаются узкоспециализированные лица — следователи, дознаватели, эксперты и т.д. Кроме того, исправленный документ в обязательном порядке используют при расследовании дела. При подлоге использование подложной бумаги не обязательно, достаточно ее составления.

Для назначения наказания за подлог не имеет значения, будет документ применяться после внесения изменений или нет.

Квалификация служебного подлога

Рассмотрим состав преступления:

Им является официальный документ (например, нормативный акт, диплом, лист временной нетрудоспособности и т.д.). Он должен иметь все реквизиты, номер, дату составления, печать и подпись уполномоченного лица.

Если бумага составлена гражданином, то не является официальной. Но она приобретает такой статус, если попадает в ведение официальных структур.

Объектом выступает деятельность госорганов, заключающаяся в выпуске юридически значимых бумаг.

  • Объективная сторона

Это, непосредственно, противоправные действия злоумышленника.

Это госслужащий, должностное лицо или служащий местных органов самоуправления.

  • Субъективная сторона

Прямой умысел виновника. Обязательный признак — корыстный мотив или иная личная заинтересованность (например, желание приукрасить положение вещей).

Служебный подлог считается оконченным преступлением с момента внесения ложных сведений или исправлений.

Проблемы квалификации служебного подлога

Подлог документов имеет место только в том случае, когда внесение изменений в документ связано со служебными полномочиями должностного лица.

Если изменения вносятся без использования таких возможностей, состав преступления отсутствует. Деяние могут квалифицировать как превышение полномочий или подделка документов. Подделкой также считается создание официальной бумаги на основе обычной.

Когда госслужащий использует свои полномочия и вносит изменения в официальный документ, он совершает подлог.

Нередко возникают проблемы квалификации служебного подлога. Например, когда подлог входит в состав таких преступлений, как мошенничество или хищение.

Также при существенном нарушении прав и законных интересов граждан, организаций или государства, противоправное деяние квалифицируется по ст. 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями. Служебный подлог в данном случае является не целью, а разновидностью и одновременно способом совершения преступления.

Санкция по ст. 285 УК РФ значительно строже, чем за служебный подлог.

Виды служебного подлога

Выделяют два основных вида этого преступления;
  1. Интеллектуальный подлог

Изготовление недостоверной бумаги с нуля на официальном бланке с ложными данными.

  1. Материальный подлог

Внесение несоответствующих действительности сведений в уже существующий документ.

Исправления также могут носить различный характер — внесение неверной даты, откорректированная подпись и т.д.

При подлоге заведомо ложные сведения вносятся в подлинные документы.

Можно выделить виды служебного подлога исходя из места совершения преступления и категории должностного лица. Бумаги с недостоверными сведениями могут исходить от госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, МВД и иных структур.

Как обнаружить служебный подлог?

Если он совершен путем внесения правок в документ, определить наличие исправлений поможет криминалистическая экспертиза. Специалист обнаружит поддельные штампы, печати, фирменные бланки и другие важные реквизиты.

Также проведут почерковедческую экспертизу для определения достоверности подписи на бумаге.

Ответственность за служебный подлог

Санкция установлена ст. 292 УК РФ. Нарушителю грозит:

  • штраф;
  • обязательные, исправительные или принудительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы.

Дополнительно суд вправе запретить госслужащему занимать определенные должности.

Если при подлоге нарушены права и интересы граждан, компаний или государства, злоумышленника ждет более суровое наказание.

Срок давности за служебный подлог

Он зависит от отягчающих обстоятельств. Если их нет, он составит 2 года, поскольку деяние относится к небольшой тяжести.

Если последствием преступления стало существенное нарушение прав и интересов лиц или государства, то это деяние средней тяжести. Срок давности в этом случае равен 6 годам.

Статья 292 УК РФ

Независимо от того, что именно сделал госслужащий (внес правки или с нуля составил подложную бумагу), ему грозит:

  • штраф до 80 тыс. руб. или конфискация дохода за период до полугода;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные или принудительные работы до 2 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • тюремное заключение до 2 лет.

Если деяние повлекло существенное нарушение прав и интересов физлиц, предприятий или государства, преступника накажут:

  • штрафом от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработка за 3 года;
  • принудительными работами или лишением свободы до 4 лет.

Дополнительная санкция — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

За служебный подлог можно оказаться в тюрьме на пару лет.

Судебная практика

Нередко в судебной практике фигурирует служебный подлог врачом. Зачастую речь идет о подделке листков нетрудоспособности.

Пример

Врач-терапевт клинической больницы внес ложные данные в медицинские карточки четырех пациентов (о наличии у них несуществующих заболеваний), а затем и в листки временной нетрудоспособности. Эти бумаги дали возможность получить гражданам социальные пособия. Противоправные действия медик производил за деньги.

Приговором Октябрьского суда Омска № 1-461/2017 ему назначены исправительные работы на полгода с взысканием в доход страны 10% с заработка.

Источник: http://ugolovnichek.ru/podlog/sluzhebnyj-podlog

Официальный документ как предмет служебного подлога: понятие, признаки, виды Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Стяжкина Светлана Александровна

Рассматриваются проблемы определения критериев и признаков официального документа как предмета должностных преступлений. Целью является определение признаков и дефиниции понятия « официальный документ » применительно к составу служебного подлога (ст.292 УК РФ) на основе анализа существующих точек зрения и материалов судебной практики. Объектом исследования выступают уголовно-правовые нормы и материалы правоприменительной практики, регулирующие сферу официального документооборота. Были сделаны следующие выводы. Во-первых, официальный документ обладает свойством порождать, изменять либо прекращать правоотношения. Во-вторых, применительно к составу служебного подлога (ст.292 УК РФ) он исходит от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, воинских частей и других воинских формирований. Кроме того, к числу формальных признаков официального документа следует отнести требования к оформлению документов (реквизиты, штампы, печати, подписи) и его включенность в систему регистрации и учета.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Стяжкина Светлана Александровна,

OFFICIAL DOCUMENT AS AN OBJECT OF FORGERY: THE CONCEPT, FEATURES, TYPES

This article discusses the definition of criteria and indicators of an official document as the subject of malfeasance. The aim of the work is to define the characteristics of the notion «official document» and give the definition in relation to the composition of forgery (Art. 292 of the Criminal Code) based on the analysis of existing points of view and the court practice. The object of research is the criminal law enforcement practices and materials governing the scope of the official documents circulation. The following conclusions are made. Firstly, the official document has the property to generate, modify, or terminate relationship. Secondly, with regard to the composition of forgery (Art. 292 of the Criminal Code), it comes from the public authorities, local governments, state and municipal agencies, public corporations, the Armed Forces, military units and other military formations. In addition, to the number of formal signs of an official document one should refer the requirements on drawing an official document (details, stamps, seals, signatures) and its inclusion into the system of registration and accounting.

Текст научной работы на тему «Официальный документ как предмет служебного подлога: понятие, признаки, виды»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 347.1 С.А. Стяжкина

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ КАК ПРЕДМЕТ СЛУЖЕБНОГО ПОДЛОГА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

Рассматриваются проблемы определения критериев и признаков официального документа как предмета должностных преступлений. Целью является определение признаков и дефиниции понятия «официальный документ» применительно к составу служебного подлога (ст.292 УК РФ) на основе анализа существующих точек зрения и материалов судебной практики. Объектом исследования выступают уголовно-правовые нормы и материалы правоприменительной практики, регулирующие сферу официального документооборота. Были сделаны следующие выводы. Во-первых, официальный документ обладает свойством порождать, изменять либо прекращать правоотношения. Во-вторых, применительно к составу служебного подлога (ст.292 УК РФ) он исходит от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, воинских частей и других воинских формирований. Кроме того, к числу формальных признаков официального документа следует отнести требования к оформлению документов (реквизиты, штампы, печати, подписи) и его включенность в систему регистрации и учета.

Ключевые слова: официальный документ, служебный подлог, должностное лицо, реквизиты документов, юридические последствия.

Проблемы определения понятия и признаков официального документа как предмета ряда преступлений, предусмотренных разд. X УК РФ «Преступления против государственной власти», традиционно вызывают научный и практический интерес. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, все более расширяется сфера официального документооборота, появляются новые виды документов, например электронные документы. Во-вторых, уголовное законодательство, используя термин «официальный документ» в качестве конструктивного признака составов преступлений не раскрывает его содержания и критериев, а судебная практика крайне непоследовательна в признании тех или иных документов в качестве официальных, что создает значительные трудности при квалификации данных преступлений. Кроме того, практически все исследователи констатируют, что ни в судебной практике, ни в теории нет единого мнения о том, какой документ следует считать официальным.

Определение «официального документа» встречается в заонодательстве, в частности Федеральный закон от 29.12.1994 г. «Об обязательном экземпляре документов» говорит о том, что документ — это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения, а официальный документ — это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. В связи с этим возникает вопрос: может ли данное определение использоваться в уголовном законодательстве и для признания того или иного документа в качестве официального. В поддержку положительного ответа на данный вопрос можно привести Определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. №«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мигутиной Юлии Сергеевны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации». Заявительница в жалобе утверждала, что примененная в ее деле норма ст. 292 УК РФ, как не содержащая разъяснения употребленного в ней понятия «официальный документ», является неопределенной в части, касающейся признаков предмета посягательства. По мнению заявительницы, это позволяет суду произвольно толковать данное понятие и применять его расширительно.

На что Конституционный Суд ответил, что Конституция Российской Федерации уголовное законодательство относит к предмету ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71). Реализуя указанное право, исходя из публичных интересов обеспечения и защиты установленного порядка документооборота, документального удостоверения юридически значимых фактов и учитывая множественность видов и форм документов и их предназначение, федеральный законодатель в ст. 292 УК РФ предусмотрел ответственность за внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом, в официаль-

2014. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, не определяя понятие официального документа.

Вместе с тем оценка документа как предмета данного преступления не является произвольной, поскольку официальными документами в силу действующего законодательства (ст. 5 Федерального закона от 29.12.1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов») являются документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.

Таким образом, Конституционный Суд РФ определил, что при квалификации действий по ст. 292 УК РФ следует руководствоваться дефиницией, содержащейся в Федеральном законе от 29.12.1994 г. «Об обязательном экземпляре документов».

Следует отметить, что в теории уголовного права данная позиция Конституционного Суда РФ имеет как своих сторонников, так и противников. О.С. Степанюк указывает, что такой бланкетный подход «способен негативно сказаться на правоприменительной практике следственных органов и судов, когда определение понятия «официальный документ» из другой правовой сферы будет использоваться в качестве шаблона» [1]. А А. Рарог и Л. Букалерова считают, что содержащееся в ст. 5 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» определение официального документа в силу своей неконкретности не может быть использовано уголовным правом [2. С. 71]

Действительно, данное определение, на наш взгляд, не совсем полно отражает признаки официального документа. Хотя в целом, представляется, что его можно взять за основу при раскрытии содержания и признаков официального документа применительно к ст.292 УК РФ.

Исходя из анализа различных точек зрения и судебной практики можно выделить ряд признаков, необходимых для признания документа официальным.

Во-первых, основополагающим моментом при решении вопроса об отнесении того или иного документа к числу официальных является его юридическое значение. В п.35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 (в ред. от 03.12.2013 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях») разъясняется, что «предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей». К числу официальных документов Пленум относит листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

Такой взгляд на содержание официального документа традиционно существовал в практике Верховного Суда РФ. Так, статистические карточки о результатах расследования преступления формы № 1.1-99, в которые были внесены ложные сведения, не признали официальными документами, так как по смыслу ст. 292 УК РФ «предметом служебного подлога являются лишь официальные документы, т.е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них» [3].

Данное свойство официального документа А. Бриллиантовым определяется как «свойство воздействия на правоотношение», которое включает в себя как «непосредственное предоставление прав, освобождение от обязанностей и т.д., так и свойство документа являться основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений» [4]. Б.В. Волженкин писал, что «официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия» [5]. Таким образом, первый признак официального документа можно определить как его юридическую значимость.

Второй признак касается предъявления определенных требований к оформлению официального документа. Этот признак связан с вышерассмотренным первым признаком и закономерно вытекает из него. Правоустанавливающие, правопрекращающие, правоизменяющие документы должны оформляться и удостоверяться в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативно-правовых актах.

Как справедливо утверждал Б.В. Волженкин, «официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идет о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизиро-

ванных информационных и телекоммуникационных систем» (Там же). К числу необходимых реквизитов чаще всего относятся штамп, печать, бланк, подписи. Именно наличие всех необходимых реквизитов свидетельствует о правовом статусе документа и о его способности влечь правовые последствия для лиц, которым они выдаются. Отсутствие подписи, печати влечет недействительность документа. В связи с этим вызывает сомнения отнесения к числу официальных документов амбулаторных карт и медицинских справок.

Одним из наиболее дискуссионных является вопрос происхождения официального документа. Первая группа авторов считает, что источником официального документа могут быть лишь государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также управленческие структуры Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации [6. С. 271]. С точки зрения А.Э. Жалинского, «в узком смысле официальными являются документы, исходящие из органов различных ветвей, в которых работают лица, могущие быть субъектами данного преступления» (Цит по: [7]). Эта позиция основывается на приводимом выше понятии официального документа, содержащемся в Федеральном законе от 29.12.1994 г. «Об обязательном экземпляре документов», где сказано, что официальные документы — это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Другие авторы предлагают расширить круг субъектов, в чью компетенцию может входить создание официальных документов. К примеру, Л.А. Букалерова считает, что «официальный документ -это тот документ, который удостоверяет факты, имеющие юридическое значение, создан уполномоченными на то государством юридическими или физическими лицами, имеет установленную законом форму, подпадает под действие системы регистрации, строгой отчетности и контроля за обращением» [8. С. 46]. А по мнению А. Бриллиантова, «в настоящее время социально-экономические отношения в нашей стране таковы, что диктуют необходимость широкого подхода к понятию официального документа, исходя из источника его возникновения, а именно официальный документ может быть создан в государственном, муниципальном, коммерческом, общественном секторе, а также физическими лицами» [4].

Но здесь следует остановиться на вопросе целесообразности единообразного подхода к понятию официального документа, выступающего признаком конструктивного состава ряда преступлений, расположенных в разных главах Уголовного кодекса РФ.

Как было отмечено выше, термин «официальный документ» встречается не только в диспозиции ст.292 УК РФ. Официальный документ как конструктивный признак состава встречается еще и в ст. 324, 325, 327 УК РФ, предусматривающих ответственность за приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград, похищение или повреждение документов, штампов, печатей, подделку, изготовление либо сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. Данные нормы содержатся в разных главах Уголовного кодекса РФ, что нельзя не учитывать при оценке признаков состава преступления, тем более такого признака, как предмет преступления, который непосредственно связан как с объектом, так и с субъектом преступления. Об этом косвенно могут свидетельствовать и определения Конституционного Суда РФ.

Вышерассмотренное определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. №«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мигутиной Юлии Сергеевны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации» распространяет понятие официального документа, содержащееся в Законе от 29.12.1994 г. «Об обязательном экземпляре документов» на ст. 292 УК РФ. В другом же своем определении от 19 мая 2009 г. №по жалобе гражданина Морозовского В.Е., который оспаривал конституционность ч. 1 ст. 327 УК РФ, указывая на ее неопределенность, законодатель сформулировал, что «согласно действующему уголовному законодательству применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч. 2 ст. 3 УК РФ). В связи с этим не может быть принято во внимание утверждение заявителя о том, что ч. 1 ст. 327 УК РФ предполагает использование при ее применении термина «официальный документ» в том значении, которое ему придано в нормах иной отраслевой принадлежности (например, в содержащихся в ст. 1259 Гражданского кодекса РФ определениях применительно к авторским и смежным правам, в ст. 5 Федерального закона от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»».

То есть Конституционный Суд РФ при решении вопроса о критериях официального документа применительно к ст. 292 УК РФ и 327 УК РФ занимает противоположную позицию, что свидетельствует о необходимости различного подхода к этому термину в случаях, когда официальный документ выступает предметом служебного подлога либо подделки применительно к ст. 327 УК РФ.

2014. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Представляется, что критерии официального документа применительно к разным составам Уголовного кодекса РФ могут не совпадать. Что касается служебного подлога ст. 292 УК РФ, то здесь следует согласиться с мнением Б.В. Волженкина о том, что «сами по себе документы, исходящие от частных лиц и различных коммерческих и некоммерческих организаций, не относящихся к государственным или муниципальным органам и учреждениям (расписки, обязательства, справки, договоры и т.п.), официальными документами применительно к предмету посягательства, предусмотренного ст. 292 УК РФ, не являются, поскольку служебный подлог — это посягательство на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата управления» [9]. Далее он указывает, что если эти документы оказываются в ведении государственных или муниципальных структур, они приобретают характер официальных и способны стать предметом служебного подлога.

Кроме того, нельзя не учитывать, что субъектом служебного подлога может быть только должностное лицо либо государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, и преступление совершается в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей.

Таким образом, следует отметить, что признаком официального документа как предмета служебного подлога является его происхождение от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждений, государственных корпораций и Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ.

Еще одним признаком официального документа может выступать его включенность в систему регистрации, строгой отчетности и контроля. Этот, казалось бы, формальный признак тем не менее свидетельствует именно о статусе документа, его юридической значимости в части влечения юридических последствий для лиц, которым они адресованы. Система регистрации и учета позволяет восстановить документ в случае его утраты.

Таким образом, можно сделать вывод, что официальный документ — это надлежаще оформленный документ, исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, воинских частей и других воинских формирований, включенный в систему государственной регистрации и учета и влекущий юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей.

Представляется целесообразным классифицировать официальные документы по нескольким основаниям.

Все официальные документы можно разделить:

в зависимости от органа, его издавшего — на документы, исходящие от государственных органов, от органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ;

в зависимости от содержания — на документы, предоставляющие или лишающие прав, возлагающие или освобождающие от обязанностей и изменяющие объем прав и обязанностей; в зависимости от связи с личностью — личные и не являющиеся личными.

1. Степанюк О.С., Степанюк А.В. Проблема межотраслевого подхода к толкованию понятия «официальный документ» // СПС «Гарант».

2. Букалерова Л.А. Уголовно-правовая охрана официального информационного оборота / под ред. В.С. Комиссарова, Н.И. Пикурова. М.: Юрлитинформ, 2006.

3. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 5.

4. Бриллиантов А. Критерии официального документа // СПС «Гарант».

5. Волженкин Б.В. Служебные преступления. Комментарий законодательства и судебной практики.СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.

6. Практический комментарий к УК РФ / под ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайло. М., 2001.

7. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / под общ. ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.

8. Рарог А., Буколерова Л. Совершенствование уголовно-правовой охраны недокументированной официальной информации от незаконных деяний лиц, использующих должностное или служебное положение // Уголовное право. 2004. № 4.

9. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 4.

Поступила в редакцию 10.12.13

OFFICIAL DOCUMENT AS AN OBJECT OF FORGERY: THE CONCEPT, FEATURES, TYPES

This article discusses the definition of criteria and indicators of an official document as the subject of malfeasance. The aim of the work is to define the characteristics of the notion «official document» and give the definition in relation to the composition of forgery (Art. 292 of the Criminal Code) based on the analysis of existing points of view and the court practice. The object of research is the criminal law enforcement practices and materials governing the scope of the official documents circulation. The following conclusions are made. Firstly, the official document has the property to generate, modify, or terminate relationship. Secondly, with regard to the composition of forgery (Art. 292 of the Criminal Code), it comes from the public authorities, local governments, state and municipal agencies, public corporations, the Armed Forces, military units and other military formations. In addition, to the number of formal signs of an official document one should refer the requirements on drawing an official document (details, stamps, seals, signatures) and its inclusion into the system of registration and accounting.

Keywords: official document forgery, the official details of the documents, the legal consequences.

Стяжкина Светлана Александровна, кандидат юридических наук, доцент

Candidate of Law, Associate Professor

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4), Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/ofitsialnyy-dokument-kak-predmet-sluzhebnogo-podloga-ponyatie-priznaki-vidy

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн