Порядок оплаты за тепловую энергию

Статья 544. Оплата энергии Бесплатная юридическая консультация: 1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с.

Статья 544. Оплата энергии


Бесплатная юридическая консультация:

1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Оглавление:

2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Комментарий к Ст. 544 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи установлен основополагающий для расчетов за подаваемую энергию принцип оплаты за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с данными учета энергии. Оплата не за фактически принятое количество, а за количество энергии, определяемое иными, как правило, расчетными способами, допускается в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Допустимость оплаты энергии в количестве, определяемом указанными способами, как правило, связана с невозможностью определения фактически принятого количества энергии, которая в свою очередь возникает исключительно в случаях отсутствия либо неисправности соответствующих приборов учета.

Так, в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод в отсутствие или при неисправности средств измерения определяется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/сек. При этом объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.


Бесплатная юридическая консультация:

2. Ввиду недостаточно высокого уровня оснащенности приборами учета многоквартирных жилых домов наибольшее практическое значение положения п. 1 комментируемой статьи имеют в отношении определения подлежащего оплате количества энергии абонентами — гражданами, использующими энергию для бытового потребления.

Особенностью правового регулирования подачи бытовым потребителям различных видов энергии (электрической энергии, тепловой энергии, холодной воды и др.) является квалификация этих отношений по энергоснабжению в качестве отношений по предоставлению гражданам коммунальных услуг соответственно по электроснабжению, отоплению, горячему и холодному водоснабжению. Поэтому плата за различные виды энергии в сфере бытового потребления осуществляется в форме платы за коммунальные услуги. Размер этой платы в свою очередь определяется количеством потребленной энергии.

Жилищный кодекс РФ (ст. 157), так же как и п. 1 комментируемой статьи, в качестве общего правила устанавливает, что размер оплаты энергии рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. В случае отсутствия приборов учета объем подлежащей оплате энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306. Таким образом, в отличие от п. 1 комментируемой статьи не допускает возможности определения по соглашению сторон количества энергии, подлежащего оплате абонентами — гражданами, использующими ее для бытового потребления.

Указанный порядок определения подлежащего оплате объема потребленной гражданами энергии применяется и в тех случаях, когда граждане заключают договоры энергоснабжения не напрямую с энергоснабжающими организациями, а через товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации. Такие организации выступают абонентами в договорах энергоснабжения и при наличии общедомовых приборов учета оплачивают фактически принятую энергию в соответствии с их показаниями. При отсутствии приборов учета количество подлежащей оплате энергии определяется нормативом потребления соответствующего коммунального ресурса.

Таким образом, с учетом приоритета норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения (ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее — Вводный закон к ЖК РФ), следует сделать вывод о том, что количество энергии, подлежащей оплате гражданами, абонентами, использующими ее для бытового потребления, должно определяться не диспозитивной нормой п. 1 комментируемой статьи, а императивным правилом ст. 157 ЖК РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Судебная практика неоднократно подтверждала обоснованность расчетов между энергоснабжающими организациями, подающими тепловую энергию, горячую и холодную воду в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ТСЖ, жилищных, иных специализированных потребительских кооперативов либо управляющих организаций, и этими организациями исходя из фактического потребления на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 9 июня 2009 г. N 525/09 по делу N А31-333/2008-8; от 22 сентября 2009 г. N 5290/09 по делу N А/2008-4/92; от 15 июля 2010 г. N 2380/10 по делу N А//2008; от 23 ноября 2010 г. N 6530/10 по делу N А/2009). При этом условия договоров, предусматривающих иные, помимо двух названных, способы определения подлежащего оплате количества энергии, конечными потребителями которой являются граждане, признаются судами ничтожными как противоречащие требованиям жилищного законодательства. Ссылки энергоснабжающих организаций на п. 1 комментируемой статьи обоснованно отклоняются с учетом требований ст. 4 Вводного закона к ЖК РФ.

3. Комментируемая статья не упоминает о ценах, по которым происходит оплата количества энергии, определенного в соответствии с п. 1 комментируемой статьи.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ в сферах электроэнергетики и теплоснабжения Федеральными законами от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено государственное регулирование цен (тарифов). Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения. Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520.

4. Пунктом 2 комментируемой статьи определен круг нормативных актов, регулирующих порядок расчетов за энергию.


Бесплатная юридическая консультация:

Граждане-потребители, использующие энергию для бытовых нужд, вносят плату за соответствующие коммунальные услуги ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, за который производится оплата, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом (п. 1 ст. 155 ЖК). Аналогичное правило содержится в п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307.

Порядок оплаты электрической энергии по-разному определяется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530, в зависимости от субъектного состава абонентов-плательщиков. Граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, вносят плату за электрическую энергию не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 73 Правил). Данное правило является императивным и не может быть изменено по соглашению сторон. Иные покупатели оплачивают половину договорного объема потребления электрической энергии в срок до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии, если иное не установлено договором энергоснабжения (п. 70 Правил). Данное правило является диспозитивным, и стороны вправе не только согласовать иные объемы и сроки авансовых платежей, но и договориться об отказе от авансовой формы расчета. Правила относят на усмотрение сторон также установление сроков окончательного расчета на основании фактического потребления.

Порядком расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294, установлены следующие правила оплаты потребителями тепловой энергии: 35% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца; 50% плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц будет меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц. Указанные правила не применяются в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75%.

Источник: http://stgkrf.ru/544

Плата за отопление: как проверить правильность начисления?

С началом каждого отопительного сезона у жителей многоквартирных домов вновь и вновь возникает вопрос: по какому принципу мы платим «за тепло?», «не слишком ли много?» и «как проверить правильность начислений за отопление?».


Бесплатная юридическая консультация:

А еще, плата за отопление – самая непонятная для граждан часть платежек за «коммуналку ». В квитанциях, которые мы получаем, есть строка «Отопление ». В ней – ничего не говорящая единица измерения — «гигакалории ». И еще меньше нам что–либо объясняющая цифра в столбце «объем оказанных услуг».

Какие услуги? Как они считаются? Причем здесь калории? И откуда берется то их количество, которое почему-то приписывают к вашей квартире? Давайте разберемся.

Но скажем сразу – расчет суммы, которую вы должны платить за тепло, происходит по довольно сложным правилам. Они включают в себя много формул и требуют некоторого времени, чтобы разобраться.

Поэтому действовать предлагаем так: сперва рассмотрим логику расчетов в целом, вы сможете понять, какой из вариантов относится к вашему дому. А затем пройдемся по формулам, по которым идет расчет платы за отопление в каждом конкретном варианте.

Как рассчитывается плата за отопление. Общая логика

Итак, начнем с «калории », а точнее Гигакалории (Гкал ). Это единицы измерения тепловой энергии. Она, тепловая энергия, подается в ваши квартиры посредством теплоносителя – т.е. нагретой до нужной температуры воды.


Бесплатная юридическая консультация:

Проходя через систему отопления дома, теплоноситель отдает часть своей энергии и делает горячими батареи и стояки в вашей квартире. Поэтому естественно, что объем тепла, который к нам поступает в дом, и измеряется в Гкал.

Идем дальше… Откуда известно, сколько Гкал приходится именно на нашу квартиру?

Если у вас в квартире стоит счетчик тепла, то ответить на этот вопрос относительно просто. Сколько счетчик насчитал, столько и потребили. Плюс к этому надо добавить ту часть тепла, которая уходит на обогрев лестничных площадок, лифтовых холлов и т.п. Это называется тепло на общедомовые нужды. Как рассчитывается его объем, мы укажем ниже.

В целом можно сказать, что по квартирному счетчику тепла рассчитать объем своего потребления, конечно же, проще сего. Проблема, однако, в том, что счетчики тепла в квартирах многоэтажек начали ставить совсем недавно и мало у кого они сейчас установлены.

Плюс, действующее законодательство требует – для того, чтобы можно было рассчитывать плату за тепло исходя из показаний квартирных счетчиков тепла, они (счетчики ) должны стоять во всех квартирах дома.


Бесплатная юридическая консультация:

Это уточнение сужает круг платящих за отопление по показаниям квартирных приборов учета и вовсе до ничтожного в масштабах страны числа квартир. Тем не менее, такие люди есть, и действующее законодательство четко описывает, как им рассчитать свой платеж. Мы это подробно рассмотрим.

Но, возвращаясь к основной теме, необходимо заметить, что гораздо более распространен случай, когда счетчик тепла стоит на «входе » в многоквартирный дом. Такой счетчик называется общедомовой или коллективный. Его показания дают возможность понять, сколько тепла поступило в дом. Дальше можно вычислить, какая часть этой энергии приходится на каждую квартиру.

Распределение в данном случае происходит пропорционально площади квартир. Такой расчет выглядит вполне логичным. Все необходимые формулы мы приводим ниже.

Ну а что происходит, если общедомового счетчика тепла нет? Отвечаем: расчет осуществляется по нормативам отопления. Норматив в данном случае – это вычисленное количество тепловой энергии, которая необходимо для обогрева одного квадратного метра жилья в течении месяца. Измеряются они в Гкал на кв. метр.

Поскольку температурный режим у нас зимой в разных частях страны сильно отличается, то нормативы на отопление определяются региональными властями и отличаются в различных субъектах федерации. Кроме того, для разных типов жилья может быть установлены и разные нормативы. Что вполне логично – теплопотери в старом бараке и относительно современной 11-тиэтажке постройки 80-х годов, конечно же, разное.

Бесплатная юридическая консультация:

Алгоритм расчета платы за отопление по нормативам достаточно прост. Площадь вашей квартиры умножается на действующий норматив, результат – объем тепловой энергии, который (теоретически ) необходим, чтобы у вас было тепло. Естественно, что все эти подсчеты имеют несколько умозрительный характер и зачастую не соответствуют фактическим расходам тепловой энергии.

Наше правительство с платой за отопление по нормативам с некоторых пор упорно борется. Установка общедомовых счетчиков тепла признана обязательной. И если общедомового счетчика нет (хотя техническая возможность для его установки имеется), то плата за отопление начислять со «штрафными » коэффициентами. Сейчас (по состоянию на ноябрь 2016 года) этот коэффициент составляет 1,4. А с 1 января 2017 года он вырастет до 1,5. Подробности расчета по нормативу тоже приведем ниже.

А пока подведем промежуточный итог. Цифра, которая в вашей платежке описывает количество потребленного тепла может появится одним из трех способов:

  • исходя из показаний вашего квартирного счетчика тепла (плюс , приходящаяся на вашу долю часть потребления тепла на общедомовые нужды)
  • исходя из приходящегося на вашу долю общедомового объема потребления тепла (рассчитанного по общедомовому счетчику)
  • исходя из нормативов на отопление, если у вас в доме нет общедомового счетчика.

Еще одно важное уточнение: согласно действующему законодательству, плата за отопление может рассчитываться:

  • в течении лишь отопительного сезона
  • в течении всего года

Какому из этих вариантов следовать – решают региональные власти. Если принимается решение начислять плату за отопление в течении всего года, то в таком случае в формулах расчета платы за отопление применяются специальные поправочные коэффициенты. О них мы расскажем ниже, в разделе, где разбираются формулы.


Бесплатная юридическая консультация:

Здесь же отметим одну важную вещь, касающуюся расчетов за тепло в течении всего года: если вы платите за тепло и в летние месяцы, а в вашем доме стоит общедомовой прибор учета тепла, то вам должны ежегодно делать корректирующий платеж за отопление.

Просто пометьте это для себя, подробнее к этому мы вернемся ниже.

Теперь, когда мы в общем выяснили, как рассчитывается плата за тепло, перейдем к формулам, описывающим, какой именно должен быть у вас платеж.

Как рассчитывается плата за отопление, если платежи приходят только в течении отопительного сезона?

В настоящее время стоимость услуги по отоплению рассчитывается на основании «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года. Актуальную версию этого документа можно посмотреть здесь.

Чтобы в дальнейшем не путаться, будем называть этот документ проще – «Правила ».


Бесплатная юридическая консультация:

Еще раз уточним, если у вас плату за тепло начисляют только периоде октябрь — май, значит все, написанное этом разделе касается именно вас. Если же в вашем случае платежки за тепло приходят ежемесячно, в том числе и летом, то сразу переходите сюда.

Перейдем непосредственно к расчетам платы за тепло. Их алгоритм, как мы и писали выше, зависит от следующих факторов:

  • наличия в доме общедомового счетчика
  • наличия во всех квартирах и нежилых помещениях дома квартирных (индивидуальных ) счетчиков тепла
  • а еще (об этом мы выше не писали, но теперь введем вас в курс дела) от наличия в не менее чем 50% жилых (и нежилых) помещений многоквартирного дома так называемых «распределителей »

Разберемся с каждым из этих пунктов.

Вариант 1. В вашем доме не установлен общедомовой прибор учета тепла.

В таком случае плата за отопление рассчитывается исходя из трех параметров:


Бесплатная юридическая консультация:

  • утвержденного в вашем регионе норматива на отопление, сколько гигакалорий (Гкал ) необходимо для отопления одного квадратного метра в течении месяца
  • утвержденного для вашего региона тарифа на отопление, т.е. сколько стоит одна Гкал
  • площади вашей квартиры (в отапливаемую площадь, напомним, не включается площадь лоджии или балкона).

Формула, которой описывается расчет платы за отопление при отсутствии индивидуального (квартирного ) и общедомового счетчика выглядит так:

Si — общая площадь i жилого или нежилого помещения.

N t — норматив потребления коммунальной услуги по отоллению.

T t — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ

Иными словами, берется площадь вашей квартиры, умножается на норматив по отоплению (сколько гикалалорий считается необходимым для отопления одного квадратного метра площади) и умножается на действующей у вас в регионе тариф на тепло (стоимость одной гигакалории).


Бесплатная юридическая консультация:

Стоит так же учесть, что если у вас в многоквартирном доме общедомовой счетчик отопления не стоит, хотя техническая возможность для его установки имеется, то при расчете платы за отопление применяется повышающий коэффициент. Таким образом правительство стимулирует управляющие организации домов и жителей к установке общедомовых приборов учета.

Величина этого повышающего коэффициента на 2016 год принимается равной 1,4. А с 1 января 2017 г. — 1,5.

Коэффициент не применяется в том случае, если есть Акт обследования дома, в ходе которого было признано отсутствие технической возможности установки коллективного (общедомового ) прибора учета тепловой энергии.

Вариант 2. Общедомовой счетчик тепла есть, квартирные счетчики отопления во всех квартирах не установлены

В данном случае ключевым является тот факт, что индивидуальными счетчиками обородованно НЕ 100% квартир и нежилых помещений.


Бесплатная юридическая консультация:

Даже если счетчики будут стоять в 98 из 100 квартир, все равно расчет будет идти по формуле, которая приводится ниже:

V д — объем (количество ) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенной по показаниям коллективного (общедомового ) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.

S i — общая площадь i-го жилого или нежилого помещения

S об — общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома

T т — тарифы на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Если упростить, то берется общий объем потребленного в многоквартирном доме тепла.

В нем определяется доля, приходящаяся на вашу квартиру (исходя из площади вашего жилья).

Получившееся количество тепла в гигакалориях умножается на действующий в вашем регионе тариф.

Вариант 3. Общедомовой счетчик стоит, индивидуальными счетчиками тепла оборудованы все квартиры (нежилые помещения)

Как указывалось чуть выше, ключевым является уточнение, что приборами учета тепла оборудованы именно «все » (100 %) квартиры и нежилые помещения.


Бесплатная юридическая консультация:

В таком случае применяется следующая формула:

Vi n — объем (количество ) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного ) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении.

Vi одн — объем (количество ) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым ) прибором учета тепловой энергии.

Этот объем тепла на общедомовые нужды рассчитывается, в свою очередь по следующей формуле:

Si — общая площадь i-го помещения многоквартирного дома


Бесплатная юридическая консультация:

S об — общая площадь всех жилых помещений (квартир ) и нежилых помещений в многоквартирном доме

T T — тариф (цена ) на коммунальный ресурс (в данном случе — на тепловую энергию), установленный в соответствии с законодательством РФ.

Суть в том, что берется количество тепла, потребленного в квартире (исходя из показаний квартирного счетчика) к нему плюсуется проходящийся на эту квартиру часть общедомового потребления тепла.

Получившаяся цифра умножается на действующий тариф на отопление.

Вариант 4. Плата за тепло в многоквартирном доме, где более 50% квартир оборудованы распределителями


Бесплатная юридическая консультация:

Распределитель – это датчик, который устанавливается на батарею отопления (снаружи ) и учитывает количество тепла, которое батарея отдает в окружающую среду. Иными словами, это аналог счетчика тепла, действующий на других принципах.

Правила требуют от коммунальщиков обязательно принимать показания распределителей для расчета платы за отопление. Нужно лишь, чтобы соблюдались два условия:

  • многоэтажка должна быть оборудована общедомовым (коллективным ) прибором учета тепла
  • распределители должны быть установлены в квартирах, совокупно занимающих площадь более 50% всех жилых и нежилых помещений дома

Если эти условия соблюдаются, что раз в год (а по решению собрания жильцов – и чаще) плата за отопление квартир с распределителями корректируется исходя из показаний этих приборов.

Формула в данном случае действует такая:

Pi — размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в i-м оборудованном распределителями жилом помещении (квартире ) или нежилом помещении в многоквартирном доме за период, за который проводится корректировка,


Бесплатная юридическая консультация:

k — количество оснащенных распределителями жилых помещений (квартир ) и нежилых помещений в многоквартирном доме,

p — количество распределителей, установленных в i-м жилом помещении (квартире ) или нежилом помещении в многоквартирном доме;

mqi — доля объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящаяся на q-й распределитель, установленный в i-м жилом помещении (квартире ) или нежилом помещении в многоквартирном доме, в объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех оборудованных распределителями жилых помещениях (квартирах ) и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Смысл в этой формуле такой:

  • берется вся плата за отопление, которую (исходя из нормативов, по формуле Варианта 2) заплатили квартиры, где установлены распределители
  • исчисляется доля каждого из ваших распределителей в объеме тепла, которое было учтено распределителями во всех квартирах
  • затем эти доли суммируются и таким образом вычисляется ваша доля в потреблении тепла среди всех квартир, оборудованных распределителями
  • умножаем совокупный объем платы за тепло всеми квартирами с распределителями на вашу долю в этом потреблении (судя по показания распределителей).
  • получившаяся цифра и будет вашем платежом за тепло за корректируемый период.

Если она окажется большей, чем вы уже заплатили – вам в ее счет засчитают будущую плату за тепло. Если меньшей – выставят дополнительный корректирующий платеж.


Бесплатная юридическая консультация:

Как рассчитывается плата за отопление, если платежи приходят в течении всего года?

В данном случае плата за отопление взимается в течении всего года равными долями. Алгоритм расчета платежей здесь так же будет зависеть от

наличия/отсутствия общедомового прибора учета тепла

наличия/отсутствия индивидуальных счетчиков тепла в квартирах.

При этом, если в доме стоит общедомой прибор учета, то жильцам ежегодно должно проводить корректировки платы за отопление.

Итак, рассмотрим возможные варианты начисления платы за отопление.


Бесплатная юридическая консультация:

Вариант 1. В доме нет ни общедомового, ни индивидуальных приборов учета тепла

Плата за отопление в i-том помещении (квартире ) таком случае рассчитывается по нормативами. Формула расчета такая:

Si — общая площадь i-того помещения (квартиры ) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв . м);

N T — норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал /кв. м);

К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услуг по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в года.

T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб ./Гкал);

При этом, если у вас в многоквартирном доме общедомовой счетчик отопления не стоит, а техническая возможность для его установки имеется, то при расчете платы за отопление будет применен повышающий коэффициент.

Величина этого коэффициента на 2016 год принимается равной 1,4. А с 1 января 2017 г. — 1,5.

Коэффициент не применяется в том случае, если есть Акт обследования дома, в ходе которого было признано отсутствие технической возможности установки коллективного (общедомового ) прибора учета тепловой энергии.

Вариант 2. В доме установлен общедомовой счетчик тепла, квартирные счетчики тепла установлены не во всех квартирах и нежилых помещениях

В таком случае расчет платы за отопление осуществляется по следующей формуле:

Si — общая площадь i-того помещения (квартиры ) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв . м);

VT — среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал /кв. м) исходя из показаний коллективного прибора учета тепла;

T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб ./Гкал).

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле расчета платы за тепло по нормативу.

Раз в год размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома должен корректироваться по формуле:

Pk.пр — размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых ) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб .)

Si — общая площадь i-того помещения (квартиры , нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв . м);

Sоб — общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв . м);

Pfn.i — общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб .).

Иными словами, начисление платы за тепло идет исходя среднемесяного объема потребления, зафиксированных общедомовым счетчиком за прошлый год.

Когда появляются данные по среднему потреблению тепла в текущем году производится перерасчет (корректировка ) исходя из этих данных.

Вариант 3. В доме стоит общедомовой прибор учета тепла, все (100 %) квартир и нежилых помещений оборудованы индивидуальными счетчиками тепла

Ключевым здесь является уточнение, что приборами учета тепла оборудованы именно «все » (100 %) квартиры и нежилые помещения.

В таком случае применяется следующая формула:

Vi n — объем (количество ) тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по показаниям индивидуального (квартирного ) прибора учета за предыдущий год

Si — общая площадь i-го помещения многоквартирного дома

S об — общая площадь всех жилых помещений (квартир ) и нежилых помещений в многоквартирном доме

T T — тариф (цена ) на коммунальный ресурс (в данном случе — на тепловую энергию), установленный в соответствии с законодательством РФ.

Vi одн — объем (количество ) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым ) прибором учета тепловой энергии.

Этот объем тепла на общедомовые нужды рассчитывается, в свою очередь по следующей формуле:

V Д — объем тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме за расчетный период, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по показаниям коллективного (общедомового ) прибора учета за предыдущий год.

Суть в том, что берется количество тепла, которое потреблялось квартирой в среднем в месяц в прошлом году (по показаниям квартирного счетчика) и к нему плюсуется проходящийся на эту квартиру часть прошлогоднего общедомового потребления тепла.

Получившаяся цифра умножается на действующий тариф на отопление.

При этом размер платы за отопление в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется по формуле:

Pk.p — размер платы за тепловую энергию, потребленную за истекший год во всех помещениях, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового ) прибора учета и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб .);

Pn.n — размер платы за тепловую энергию, потребленную за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (кв . м);

Si — общая площадь i-того помещения (квартиры , нежилого помещения) в многоквартирном доме (кв . м);

Pnp — размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым ) прибором учета тепла, за исключением объемам (количества ) тепловой энергии, потребленной за прошедший год во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. Этот показатель определяется, в свою очередь, по формуле:

Vi одн = V Д — ∑iVi n

V Д — объем тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме за расчетных период, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по показаниям коллективного (общедомового ) прибора учета за предыдущий год.

Vi — объем потребления тепловой энергии в i-том жилом или нежилом помещении, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по счетчику за предыдущий год.

Вместо заключения

Прочив все, написанное выше, мы полагаем, вы не могли не задать вопроса — и что дальше? Хорошо, формулы более-менее понятны. Но как узнать, есть ли у нас в доме коллективный прибор учета, как познакомиться с его показаниями? Какой у нас в регионе действует норматив на отопление, тарифы на тепло? Где все это взять?!

Эти вопросы правомерные и надеемся, в обозримое время мы попробуем в следующем материале дать на них (и ряд других, не менее актуальных) ответы.

Но, надеемся, эта статья, которую вы уже прочитали, даст вам возможность хотя в общих чертах начать ориентироваться в вопросе. И это уже большое дело. Ведь за тепло из коммунальных услуг мы платим дороже всего. И хорошо бы понимать, хотя бы в первом приближении, откуда берутся цифры в строчке «отопление » наших квитанций.

Источник: http://energovopros.ru/issledovania/2337/2385/21502/

ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ ЗА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ И ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с частью второй статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливает правила расчетов за тепловую энергию и природный газ между поставщиками тепловой энергии и природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) тепловой энергии и природного газа.

2. Оплата потребителями тепловой энергии на территории Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:

35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца;

50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;

оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.

3. Оплата потребителями природного газа на территории Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:

35 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца;

50 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;

фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.

4. Плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии и природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, для целей, предусмотренных настоящим Порядком, рассчитывается как произведение определенного соглашением сторон планового объема потребления тепловой энергии и природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа (цены) на тепловую энергию и природный газ, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Положения настоящего Порядка не применяются в отношении государственных (муниципальных) учреждений, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 процентов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1045)

Источник: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/645021

Порядок оплаты за тепловую энергию

Плата за отопление – регулирование, учет и налогообложение

Плата за отопление является составной частью платы за коммунальные услуги, оказываемые организациями жилищно-коммунального хозяйства, которую обязаны уплачивать как наниматели и собственники помещений в многоквартирных домах, так арендаторы и иные лица, определенные жилищным законодательством Российской Федерации.

В этой статье мы рассмотрим вопросы регулирования платы за отопление, а также порядок ее бухгалтерского и налогового учета.

Начнем с того, что обратимся к Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), которым установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем. Помимо этого закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).

Теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 11 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).

Теплосетевая организация – организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (пункт 16 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).

Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Законом № 190-ФЗ (пункты 1, 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ).

Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 808).

Рассмотрим самые основные положения Правил № 808, учитывая, что потребителями тепловой энергии, приобретающими тепловую энергию (мощность), теплоноситель для оказания коммунальной услуги в части отопления в целях применения данных правил будут являться управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные потребительские кооперативы.

Итак, Правила устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров (пункт 1 Правил № 808).

По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязана поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель (далее – тепловая энергия), а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил № 808).

Существенные условия, которые должен содержать договор теплоснабжения, перечислены в пункте 21 Правил № 808.

Договорной объем потребления тепловой энергии заявляется потребителем ежегодно за исключением граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями (пункт 22 Правил № 808).

Договором теплоснабжения определяется, что при нарушении потребления тепловой энергии потребитель обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления в нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, если иное не предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями (далее – управляющие организации) (пункт 23 Правил № 808).

Потребители оплачивают тепловую энергию теплоснабжающей организации по установленному тарифу и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Законом № 190-ФЗ, за потребленный объем тепловой энергии в порядке, предусмотренном пунктом 33 Правил № 808:

– 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

– оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии в месяце, за который осуществляется оплата, рассчитывается как произведение определенного договором теплоснабжения договорного объема потребления тепловой энергии в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на тепловую энергию или цены, определяемой по соглашению сторон (пункт 34 Правил № 808).

Порядок оплаты, предусмотренный пунктами 33 и 34 Правил № 808 не распространяется на бюджетные и казенные учреждения, казенные предприятия, а также на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями, и иных потребителей, в отношении которых жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок оплаты коммунальных услуг или коммунальных ресурсов.

Под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.

Для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявителю следует направить этой организации заявку на заключение договора (сведения, которые должны быть указаны в заявке, перечислены в пункте 35 Правил № 808), и приложить к заявке следующие документы (пункт 36 Правил № 808):

– удостоверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих документов (в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), подтверждающих право собственности и (или) иное законное право потребителя в отношении объектов недвижимости (здания, строения, сооружения), в которых расположены теплопотребляющие установки (при наличии);

– договор управления многоквартирным домом (для управляющих организаций);

– устав товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

– документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок заявителя к системе теплоснабжения;

– разрешение на ввод в эксплуатацию (в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора;

– акты готовности таких теплопотребляющих установок к отопительному периоду, составленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Единая теплоснабжающая организация в течение 10 дней со дня получения заявки и необходимых документов обязана направить заявителю два экземпляра подписанного проекта договора. Заявитель в течение 10 дней со дня получения проекта договора обязан его подписать и один экземпляр направить обратно (пункт 40 Правил № 808).

Договор теплоснабжения гражданина-потребителя с единой теплоснабжающей организацией считается заключенным с даты подключения его теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения (пункт 42 Правил № 808).

Отметим, что статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа (пункт 3 Правил № 808).

Единая теплоснабжающая организация, при осуществлении своей деятельности обязана заключать и исполнять, в частности, договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии и теплоносителя при их передаче (пункт 12 Правил № 808).

Договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях (пункт 43 Правил № 808).

В настоящее время строится большое количество жилых домов со встроенными или пристроенными нежилыми помещениями и в заключении договор на теплоснабжение таких помещений есть некоторые нюансы.

Если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение и тепловой ввод находится в жилой части дома, то заявка о заключении договора теплоснабжения подается лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с ЖК РФ. При этом объем потребления и порядок учета тепловой энергии, поставляемой собственникам жилых и нежилых помещений, фиксируется в договоре раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.

Если же тепловой ввод находится в нежилой части дома, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются владельцем нежилого помещения и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. При этом объем потребления и порядок учета тепловой энергии, поставляемой собственникам жилых и нежилых помещений, фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.

Если в нежилом здании имеется 1 тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод. При наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения (пункт 44 Правил № 808).

Теплосетевая организация не вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии в отношении теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями, что следует из пункта 70 Правил № 808.

Правила, обязательные при заключении договора управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124. Перечисленные организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с этими правилами договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют теплоснабжение, что определено пунктом 12 статьи 161 ЖК РФ.

Разделом VI Правил № 808 установлен порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям, в частности, на основании пункта 92 Правил № 808 теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения и подачи тепловой энергии в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения.

В отношении граждан-потребителей и управляющих организаций порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Итак, плата за коммунальные услуги, которые обязаны уплачивать как собственники, так и наниматели жилых помещений, включает в себя плату за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), что установлено статьей 154 ЖК РФ.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как мы отметили выше, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов осуществляется в соответствии с Правилами № 354.

И если в целях применения Правил № 808 управляющая организация является потребителем, то в целях применения Правил № 354 управляющая организация будет являться исполнителем, поскольку исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребителем же согласно Правилами № 354 является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Необходимо обратить внимание на то, что со дня вступления в силу Правил № 354 утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», за исключением пунктов 15 – 28 этих правил в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 – 4 приложения № 2 к этим же правилам в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Перечисленные пункты Правил № 307 утрачивают силу с 1 января 2015 года.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 августа 2012 года № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – постановление № 857).

Согласно пункту 1 постановления № 857 Правила № 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом следующих особенностей: в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю жилых и нежилых помещений, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением № 857.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение указанное выше в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 1(1) постановления № 857).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие вышеуказанное решение, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами № 354 (пункт 2 постановления № 857).

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом № 190-ФЗ, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 1 статьи 10 Закона № 190-ФЗ).

Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Закона № 190-ФЗ).

Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа, тарифы на теплоноситель устанавливаются в виде одноставочного тарифа (пункты 1, 2 статьи 11 Закона № 190-ФЗ). Названные тарифы могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены, в частности:

– Основы ценообразования в сфере теплоснабжения;

– Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

– Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона № 190-ФЗ.

Следует отметить, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль их применения, является Федеральная служба по тарифам (далее – ФСТ РФ). Положение о Федеральной службе по тарифам утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332.

ФСТ Российской Федерации устанавливает, в частности, предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждены Приказом ФСТ РФ от 13 июня 2013 года № 760-э.

ФСТ РФ 18 марта 2010 года выпущено информационное сообщение «О плате граждан за коммунальные услуги». В нем отмечено, что динамика размера платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифа с учетом предоставляемых им субсидий и льгот.

Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена, в частности, ростом цен на энергоносители. Значительную долю в структуре тарифа на тепловую энергию занимает топливная составляющая, которая зависит от вида и цены используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива, как правило, существенно выше природного газа).

Если исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ, кооператив, управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (пункт 15 Правил № 307).

При производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается по показаниям приборов учета и тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии (пункт 18 Правил № 307).

Расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства теплоэнергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Такие расходы в плату за отопление не включаются.

Порядок определения платы за отопление зависит от наличия или отсутствия приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и установлен пунктами 19 – 28 Правил № 307.

Потребители вносят плату за коммунальные услуги, в том числе за отопление, в следующем порядке:

– наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за отопление этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ (пункт 4 статьи 155 ЖК РФ);

– наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за отопление наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы ресурсоснабжающей организации (пункт 4.1 статьи 155 ЖК РФ);

– члены ТСЖ – в порядке, установленном органами управления ТСЖ (в отношении членов ТСЖ следует обратить внимание на тот факт, что они вносят не плату за коммунальные услуги, куда включена и плата за отопление, а обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов коммунальных услуг) (пункт 5 статьи 155 ЖК РФ);

– собственники помещений в доме, где создано ТСЖ, сами не являющиеся членами ТСЖ – в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (пункт 6 статьи 155 ЖК РФ);

– собственники помещений в доме, в котором не создано ТСЖ, управление которым осуществляет управляющая организация – этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ и статьей 171 ЖК РФ (пункт 7 статьи 155 ЖК РФ);

– собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом – в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 8 статьи 155 ЖК РФ);

– собственники жилых домов – в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 9 статьи 155 ЖК РФ).

Обратите внимание, что согласно пункту 7.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в доме могут вносить плату за отопление (за исключением отопления, потребляемого при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающей организации.

При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за коммунальные услуги, в том числе за отопление вносится лицом, указанным в подпункте 6 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ, застройщику (пункт 7.3 статьи 155 ЖК РФ).

При заключении застройщиком договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за отопление вносится лицом, указанным в подпункте 6 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ, такой управляющей организации (пункт 7.4 статьи 155 ЖК РФ).

Потребители обязаны своевременно вносить плату за отопление, причем плата вносится исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (пункт 63 Правил № 354).

Плату следует вносить ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66 Правил № 354).

Расчеты должны производиться своевременно, поскольку пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ установлены санкции за несвоевременное внесение платы. Согласно названному пункту лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Основанием для внесения платы за отопление являются платежные документы, которые представляются исполнителем потребителю не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил № 354). Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит пункт 69 Правил № 354.

В платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками (пункт 70 Правил № 354).

Примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом Минрегиона Российской Федерации от 19 сентября 2011 года № 454.

Перейдем к вопросам налогообложения и бухгалтерского учета платы за отопление, и рассмотрим их на примере управляющей организации.

Напомним, что многоквартирный дом в соответствии с пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ может управляться только одной управляющей организацией.

Итак, предположим, что управляющая организация предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по отоплению, что установлено договором управления. По условиям договора плата за отопление поступает на расчетный счет управляющей организации, которая, в свою очередь, перечисляет денежные средства за потребленные услуги отопления ресурсоснабжающей организации.

Как будут учитываться платежи за отопление в налоговом учете управляющей организации?

Начнем с налога на добавленную стоимость.

Не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, управляющими организациями, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (подпункт 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

В то же время коммунальные услуги (в том числе по отоплению), оказываемые ресурсоснабжающими организациями населению и управляющим организациям, в перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, не включены, в связи с чем, такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 18 января 2012 года №/06. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина Российской Федерации от 19 марта 2014 года №/11844 «О применении налога на добавленную стоимость при реализации коммунальных услуг», от 22 июля 2013 года №/28681.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление услуг отопления управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих услуг у теплоснабжающей организации, в которую включается НДС.

Следует отметить, что собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме могут быть не только физические лица, но и юридические лица. В письме Минфина Российской Федерации от 30 апреля 2010 года №/21 специалисты Минфина разъяснили, что от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осуществляемые, в том числе, управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом освобождение применяется независимо от того, кому оказываются услуги управляющей организацией – физическим или юридическим лицам.

Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В целях налогообложения прибыли согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (пункт 1 статьи 249 НК РФ).

Затраты на приобретение тепловой энергии и теплоносителя у ресурсоснабжающей организации, должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).

В целях налогообложения прибыли выручка от оказания коммунальных услуг по отоплению (без учета НДС) признается доходом от реализации (пункт 1 статьи 248, пункт 1 статьи 249 НК РФ). Платежи за отопление, поступающие на счет управляющей организации не в отопительный период года, относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам и на основании пункта 2 статьи 271 НК РФ должны распределяться налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, то есть так же, как и в бухгалтерском учете, – в течение всего отопительного сезона по мере возникновения расходов на отопление. Что касается платежей, приходящихся на отопительный сезон, то моментом признания их доходами на основании пункта 3 статьи 271 НК РФ будет являться дата оказания услуг, то есть последнее число месяца, в котором услуга по отоплению была оказана.

Осуществляя бухгалтерский учет, все организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Как сказано в пункте 1 статьи 21 Закона № 402-ФЗ документами в области регулирования бухгалтерского учета являются федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. При этом федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами, на это указывает пункт 2 статьи 21 Закона № 402-ФЗ.

Однако пока федеральные и отраслевые стандарты не утверждены. Поэтому до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, согласно пункту 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ, то есть до 1 января 2013 года.

Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 32н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (далее – ПБУ 9/99).

Основываясь на этом бухгалтерском стандарте, прежде всего, следует определить, будут ли являться поступающие платежи за отопление доходом управляющей организации? Согласно пункту 5 ПБУ 9/99 эти суммы будут признаваться в составе доходов от обычных видов деятельности как выручка от оказания услуг. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в пункте 12 ПБУ 9/99. Выручка признается управляющей организацией ежемесячно, поскольку расчетным периодом является календарный месяц, в сумме, рассчитанной исходя из тарифов или нормативов, и предъявленной потребителям.

Чтобы выполнить условия договора управления по отоплению, управляющая организация должна приобрести ресурсы у ресурсоснабжающей организации. Стоимость тепловой энергии, приобретенной у ресурсоснабжающей организации, следует включить в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве материальных расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, и иных материально-производственных запасов, что следует из пунктов 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н (далее – ПБУ 10/99).

Для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н, предназначен счет 90 «Продажи». Выручка учитывается на субсчете 90-1 «Выручка», а себестоимость продаж – на субсчете 90-2.

Коммунальная услуга по отоплению является сезонной. Пунктом 5 Правил № 354 установлено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Если при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода и (или) дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов. В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Если собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома оплачивают коммунальные услуги по отоплению в течение всего календарного года, то деятельность управляющей организации, связанная с предоставлением услуг по отоплению, носит сезонный характер, то есть осуществляется лишь в отопительный период.

Как известно, для признания выручки в бухгалтерском учете должны быть соблюдены определенные условия, в частности, необходимо, чтобы услуга была оказана, а расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могли быть определены (подпункты «г» и «д» пункта 12 ПБУ 9/99). В противном случае при получении денежных средств в учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. Следовательно, квалифицировать платежи за отопление, поступающие на счет управляющей организации до начала отопительного сезона, как выручку нельзя, иначе будет нарушен порядок признания расходов в отчете о финансовых результатах, основанный на соблюдении принципа соответствия доходов и расходов (пункт 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Ведь расходы на оплату коммунальных ресурсов для предоставления услуг по отоплению многоквартирных домов возникают у управляющей организации только в течение отопительного сезона.

Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (к которым в данном случае могут быть причислены и платежи за отопление, полученные управляющей организацией в течение неотопительного сезона), в бухгалтерском учете признаются в особом порядке. На основании Плана счетов они отражаются на счете 98 «Доходы будущих периодов», субсчете 98-1 «Доходы, относящиеся к следующим отчетным периодам». Отметим, что на этом субсчете учитывается, в частности, и плата за коммунальные услуги, начисленная в счет будущих периодов. По кредиту данного субсчета в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов с дебиторами и кредиторами отражаются суммы доходов, относящихся к следующим отчетным периодам, а по дебету – суммы доходов, перечисленные на соответствующие счета при наступлении отчетного периода, к которому эти доходы относятся. В указанном случае учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», субсчете 98-1 «Доходы, относящиеся к следующим отчетным периодам» коммунальные платежи должны признаваться в составе выручки на счете 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка», на наш взгляд, равномерно в течение всего отопительного сезона. Одновременно расходы, связанные с оказанием услуг, учтенные на счете 20 «Основное производство», в качестве расходов по обычным видам деятельности (пункт 5 ПБУ 10/99) списываются в дебет счета 90, субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/3731

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн