Понятие и значение приватизации

Предпринимательское право России Понятие и основные цели приватизации Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под.

Предпринимательское право России

Понятие и основные цели приватизации

Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Оглавление:

Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскрывает ее существенных признаков.

Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.

В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.

Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность — это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах.

Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.

Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества — основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст. 8 ГК).

На наш взгляд, термины «способ» и «основания» — не синонимы. Так, к производным способам приобретения права собственности относятся передача, изъятие, выкуп. Основаниями передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и случаи правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества. Причем договор купли-продажи — не единственный юридический факт в процессе приватизации. Решение об условиях приватизации, принимаемое уполномоченным органом, первично в составе юридических фактов. За решением следует заключение и исполнение договора купли-продажи объекта приватизации. Далее договор между продавцом и покупателем подлежит обязательной регистрации.

Общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя по договору содержится в ст. 223 ГК. В частности, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу п. 4 ст. 32 Закона о приватизации право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основания государственной регистрации такого имущества — договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Приватизационный процесс — сложное и многогранное явление. В рамках данного процесса имеет место реорганизация государственного или муниципального предприятия путем его преобразования (ст. 58 ГК), т. е. смены организационно-правовой формы. В связи с этим не убедительно звучит положение о том, что преобразование юридических лиц возможно в рамках одной формы собственности. Названная статья Гражданского кодекса не дает основания для такого утверждения. Напротив, при приватизации предприятия замена организационно-правовой формы происходит одновременно с изменением формы собственности.

Реорганизация предприятия (юридического лица) — самостоятельная стадия процесса приватизации, а потому она (реорганизация) осуществляется по собственным правилам. Покупатель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником его имущественных и неимущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями заключенного договора и законодательством. Однако в договоре купли-продажи между продавцом и покупателем могут быть предусмотрены специальные условия, делающие правопреемство не полным, а частичным.

Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную. В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности.

В экономической литературе было высказано мнение о широкой трактовке понятия «приватизация». Так, российский ученый А. Радыгин считает, что определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление», на что обращалось внимание ранее.

Широкая трактовка приватизации характерна и для ученых запада. Например, проф. Э. Савас под приватизацией понимает осуществление разнообразных мероприятий по изменению масштабов деятельности государства либо по усилению роли частного сектора в предпринимательской деятельности. Названный ученый включает в понятие «приватизация» мероприятия по усилению ориентации общества на частые интересы.

Итак, приватизация — это совокупность мероприятий.

Американские ученые X. Фейгенбаум и Д. Хениг рассматривают тактическую приватизацию как средство, направленное на достижение политических целей конкретных партий, политиков или заинтересованных групп. Последние стремятся к изменению баланса власти путем привлечения своих союзников и вознаграждения тех, кто их поддерживает. Например, программа продажи собственности, выдвинутая правительством Ширака, которое находилось у власти во Франции в 1986—1988 гг., была направлена в основном на то, чтобы обеспечить победу на выборах.

Подобную стратегию применило правительство М. Тэтчер в преддверии выборов. Российский истеблишмент также использует «козырную карту» приватизации в политических целях.

С юридической точки зрения приватизация должна иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т. д.). Что касается широкой трактовки приватизации, то она лишь отражает многогранность рассматриваемой категории. Так, приватизация может иметь политический, коммерческий, психологический и другие аспекты. В противном случае (когда термин «приватизация» обладает разным значением) весьма сложно очертить круг общественных отношений, которые подпадают под действие Закона о приватизации.

Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. В настоящее время действует Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084).

К числу таких целей относятся:

  1. повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;
  2. формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
  3. вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;
  4. завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;
  • привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;
  • содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).
  • В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель — перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

    Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

    Источник: http://isfic.info/kommers/pred56.htm

    Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

    Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

    В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

    1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
    2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
    3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
    4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

    Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

    1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

    3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

    1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
    2. природные ресурсы;
    3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
    4. государственный резерв;
    5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
    6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
    7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
    8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
    9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
    10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
    11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

    Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

    К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

    1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

    • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
    • государственных и муниципальных учреждений;
    • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

    • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
    • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
    • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
    • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
    • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

    б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

    • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
    • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
    • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

    в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

    • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
    • обеспечивает оценку федерального имущества;
    • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
    • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

    Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

    Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

    Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

    1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

    2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

    • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
    • способ приватизации имущества;
    • нормативная цена;
    • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
    • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
    7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

    4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

    Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

    Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

    Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

    Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

    Источник: http://be5.biz/pravo/p007/14.html

    Понятие приватизации

    7) ослабление профсоюзов.

    Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

    Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:

    1) бесплатной передачи собственности;

    2) выкупа предприятий на льготных условиях;

    3) продажи акций;

    4) сдачи предприятий в аренду;

    5) продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

    Формы приватизации в развитых странах:

    1) продажа предприятий непосредственно в частные руки;

    2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

    3) продажа акций работникам предприятий;

    4) распространения акций предприятия среди населения;

    5) сдача государственных предприятий в аренду;

    6) заключение контракта на управление предприятием.

    Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

    Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

    Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды.

    Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.

    . Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы.

    Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

    Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.

    3.3 Принципы приватизации

    Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – «не навреди».

    На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:

    1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды, . Примером тому эксперименты США с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб.Государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ

    2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.

    3. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.

    4. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев населения.

    5. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности.

    6. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

    3.4 Методы приватизации

    Все разнообразие методов может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация.

    3.5 Модели приватизации

    3.5.1 Бесплатная приватизация

    Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – «ваучерами».

    Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель – платную приватизацию.

    3.5.2 Платная приватизация

    В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

    Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.

    3.6. Этапы приватизации

    Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:

    1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.

    2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.

    В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.

    Говоря об этапах приватизации в России, следует различать два основных: первый — это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. (дата окончания 1 июля 1994г.) Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

    второй этап — денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Эта программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д. Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25%. Имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия — банкроты.

    3.7 Сроки приватизации

    Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

    1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.

    2. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий.

    3. Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу i .

    Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

    Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

    Источник: http://works.doklad.ru/view/JFY711uiMlc.html

    Право собственности и другие вещные права. — Понятие и значение приватизации государственного и муниципального имущества

    Понятие и значение приватизации государственного и муниципального имущества.

    Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной собственности в частную. Возникновение этого способа связано прежде всего с тем, что ранее существовавшая экономика нашего государства по большей части состояла из объектов государственной собственности. При переходе к рыночной экономике необходимо было создание для этого экономической базы и нормального имущественного оборота, т.е. перевод значительной части государственной собственности в частную.

    Приватизация преследовала следующие основные цели:

    • политическую – появление слоя собственников (“среднего класса”);

    • экономическую – создание конкурентоспособных товаропроизводителей;

    • фискальную – дополнительный источник доходов бюджетов (либо снятие с них части расходов по содержанию, например, жилищного фонда);

    • социальную – соблюдение интересов населения (общества) при разделе государственного имущества.

    При проведении приватизации заключаются гражданско-правовые договоры по безвозмездной передаче приватизируемого имущества в частную собственность.

    В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. В качестве продавца федерального имущества выступает специализированное учреждение, которому федеральным правительством предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи и назначенные им представители, а в качестве продавцов государственного или муниципального имущества – юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи.

    Покупателями (приобретателями) приватизируемого имущества согласно ст. 5 Закона “О приватизации государственного и муниципального имущества” могут выступать субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%.

    В соответствии с законом могут быть приватизированы:

    • предприятия и другие имущественные комплексы;

    • здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

    • акции открытых акционерных обществ.

    Отсюда следует, что основным объектом приватизации является недвижимое имущество. Все способы приватизации предусмотрены в Законе “О приватизации государственного или муниципального имущества”.

    Таким образом, под приватизацией согласно ст.1 Закона “О приватизации государственного или муниципального имущества” понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество) субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    Переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

    Источник: http://libsib.ru/grazhdanskoe-pravo/pravo-sobstvennosti-i-drugie-veschnie-prava/ponyatie-i-znachenie-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva

    Понятие и значение приватизации

    AJAX — EU e-Privacy DirectiveThis plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX — EU e-Privacy DirectiveThis plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

    Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

    Приватизация — отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

    Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

    В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

    В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

    В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

      1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
      2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
      3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
      4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
      5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
      6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

    Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

    Способы приватизации государственного и муниципального имущества

    Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

      1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
      2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
      3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
      4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
      5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
      6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
      7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
      8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения ;
      9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены ;
      10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
      11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

    При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — голосов) такого общества.

    Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

    Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

    Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

    Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva

    Цели, понятие и сущность приватизации

    Для перехода к рынку при любом варианте перестройки возникла необходимость создать рыночную структуру, способную приблизить производителя к собственности, оживить в нем традиции непосредственного и собственного интереса к результатам хозяйствования. Стало явственно ощущаться объективное требование создать новые отношения собственности, позволяющие, во-первых, решить указанную задачу и, во-вторых, создать конкурентную среду, демонополизировать народное хозяйство, постепенно устраняя исключительное положение государственных предприятий.

    Все это можно было сделать на основе разгосударствления и приватизации Олейник П.В. Предпринимательское право. — М., 2003. С. 226.. Разгосударствление означало два способа преобразования государственной собственности: а) в коллективные формы с созданием арендных и иных коллективных предприятий и выкупом государственной собственности; б) в частные формы путем создания частных предприятий, выкупа или акционирования государственной собственности. Приватизация означала один из способов преобразования государственных предприятий в частные. Был избран второй из указанных путей приватизации. Это было логическим продолжением линии, проведенной в Законе 1990 г. «О собственности в РСФСР», который, глухо упомянув о возможности коллективных предприятий (ст. 14), тем не менее расценил принадлежащую им собственность в качестве частной, поместив названную статью в разд. II Закона, а в дальнейшем вообще перестал о ней упоминать. В Законе 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» говорилось, что приватизация означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и муниципальных образований в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника), долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале акционерных обществ (товариществ), принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (ст. 1 Закона).

    В первой программе приватизации — Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. Ведомости РФ. 1992. № 28. Ст. 1617. говорилось, что главными целями приватизации в 1992 г. являются:

    • — формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
    • — повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
    • — социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
    • — содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
    • — создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
    • — привлечение иностранных инвестиций.

    Эти задачи были несколько скорректированы в Программе, введенной в действие с 1 января о 1994 г. САПП РФ. 1994. № 1. Ст. 2.

    , но в главном они оставались прежними — создание конкурентной среды и формирование слоя частных собственников.

    К середине 90-х гг. основная цель приватизации — создание слоя частных собственников — была в основном решена. Однако существенного повышения эффективности экономики не произошло. Объяснялось это, в частности, тем, что многие государственные предприятия были преобразованы в открытые акционерные общества, акции которых на льготных условиях перешли в собственность членов трудового коллектива. Однако последние в условиях сложного переходного периода от «социалистической» экономики к рыночной не в состоянии были вкладывать средства в развитие производства, многие избавлялись от акций, продавая их спекулятивным структурам. Тот факт, что Правительство РФ вынуждено было прибегать к много миллиардным внешним займам для стабилизации экономической ситуации, предотвращения девальвации рубля, свидетельствует об отсутствии у приватизируемых предприятий эффективных собственников.

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации 1997 г.) уже не упоминает о формировании слоя частных собственников как цели приватизации (поскольку он создан). В качестве цели приватизации провозглашается повышение эффективности экономики, усиление ее социальной ориентации, улучшение платежного баланса, усиление протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.

    Изменилось само понятие приватизации. Согласно вышеназванному Закону она может осуществляться только на возмездных началах, и под приватизацией понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

    Как следует из сказанного выше, формирование рыночных отношений предполагается только на путях образования слоя частных собственников. Решение этой задачи было чрезвычайно сложно, так как требовало существования в обществе лиц, способных выкупить реально (а не номинально, приобщившись, допустим, в качестве акционера к какому-либо акционерному обществу с одной или несколькими акциями) гигантский имущественный потенциал государственной собственности в виде такой части, которая, находясь под их контролем, будет реализована с помощью пружины частного интереса. К моменту начала преобразований таких граждан в стране не было. Поэтому первоначальное накопление капитала должно было осуществиться на путях ускоренного создания слоя собственников, который смог бы быстро получить такие средства, что дало бы ему возможность ассимилировать государственную собственность. Понятно, что это возможно было только на основе перераспределения имеющихся у граждан средств.

    Легитимных способов для этого не существовало и не существует. Решить такую задачу можно было лишь путем: а) создания определенных предпосылок в законодательстве для узаконения процессов перераспределения имущества от большинства к меньшинству; б) ослабления факторов, сдерживающих имущественные накопления; в) введения механизмов, гарантирующих права.

    Первыми законодательными актами в рассматриваемой сфере были Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», а также Закон РСФСР «Об именных приватизационных счетах и вкладах» Ведомости РСФСР. 1991. № 27. Ст. 925.

    , принятые 3 июля 1991 г. Они определили исходные позиции приватизации, которая должна была осуществляться на базе Государственной программы, определяющей на предстоящий период (первый год и три последующих года), что именно и каким способом будет приватизироваться, кто является участником приватизационных процессов и, соответственно, субъектом приватизационных правоотношений.

    Далее последовал Указ Президента РФ от 29 декабря 1991 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» Ведомости РФ. 1992. № 3. Ст. 93 (утратил силу — СЗ РФ. 1997. № 45. Ст. 5164). , которым были утверждены Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.

    Указ отступил от требований названных законов и был принят вопреки установленной компетенции, в частности. Верховного Совета РФ, касающейся утверждения Государственной программы приватизации. Действие названных Основных положений было прекращено постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. «О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» Ведомости РФ. 1992. № 28. Ст. 1617. . Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 312. были утверждены акты, с помощью которых реализуется этот процесс, в виде Временных положений и Методических указаний, регламентирующих процесс приватизации, а также типовых форм.

    В целях ускорения и расширения перспектив приватизации Президентом РФ 1 июля 1992 г. был принят Указ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» Ведомости РФ. 1992. № 28. Ст. 1657, нацеленный на создание широких предпосылок приватизации путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества на основе утвержденного Указом Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. Это Положение позволило реализовать приватизацию таких предприятий путем продажи акций уже созданных акционерных обществ, держателями которых в первый период в основном являлись фонды государственного имущества.

    Во исполнение Указа от 1 июля 1992 г. Правительство РФ 4 августа 1992 г. приняло постановление, утверждавшее Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, а также Типовой план приватизации САПП РФ. 1992. № 7. Ст. 386. . Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» Ведомости РФ. 1992. № 35. Ст. 2001. было утверждено Положение о приватизационных чеках, а в его развитие Правительством РФ было принято постановление от 15 июля 1992 г. «О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» САПП РФ. 1992. № 3. Ст. 110 (утратило силу — СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2551). , в котором были предусмотрены связанные с этим организационные мероприятия. Во исполнение этого постановления Госкомимущество РФ утвердило ряд актов и по реализации системы приватизационных чеков, в том числе Инструкцию о порядке выдачи приватизационных чеков гражданам Российской Федерации (утверждена распоряжением от 20 августа 1992 г. № 369-р) Правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Информационный пакет нормативных документов и материалов. Исследовательский центр частного права. М., 1992. Т. 2. С. 92. .

    Для обеспечения реализации гражданами приватизационных чеков был издан Указ Президента РФ от 7 октября 1992 г. «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2370.

    , утвердивший Положение об инвестиционных фондах и Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, а также Примерный устав инвестиционного фонда, Основные положения депозитарного договора, Примерный договор с управляющим об управлении инвестиционным фондом и Типовой проспект эмиссии инвестиционного фонда.

    Указ Президента РФ от 14 октября 1992 г. «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий» Ведомости РФ. 1992. № 43. Ст. 2429. регламентировал вопросы касающиеся судьбы арендных договоров, заключенных до введения в действие Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», и выкупе имущества по таким договорам.

    В ряде актов Президента РФ и Правительства РФ предусматриваются особенности приватизации в отдельных отраслях народного хозяйства. Например, постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» САПП РФ. 1992. № 12. Ст. 931. утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. Своеобразие этого акта состоит в том, что в нем речь идет не только о приватизации, но также и о преобразовании коллективной собственности колхозов и совхозов в частную собственность с приватизацией земли.

    В Указе Президента РФ от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» САПП РФ. 1992. № 22. Ст. 1878.

    была поставлена задача преобразовать предприятия этой отрасли, перечисленные в прилагаемых к Указу перечнях, в акционерные общества. Было учреждено государственное предприятие «Роснефть» для коммерческого управления закрепляемыми на три года в федеральной собственности пакетами акций созданных акционерных обществ на базе предприятий, указанных в приложении № 1 к Указу. Созданы также акционерные общества — нефтяные компании, получившие в уставной капитал 38% акций преобразованных в акционерные общества предприятий (приложение № 2 к Указу). В уставный капитал созданных транспортных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт» постановлено внести 51% акций акционерных обществ, созданных при преобразовании транспортирующих нефтепродукты предприятий (приложение № 3).

    В результате возникли нефтяные холдинги и были созданы условия для преобразования в дальнейшем государственного предприятия «Роснефть» в нефтяную компанию. В федеральную собственность сроком на три года были закреплены 38% акций акционерных обществ, созданных при преобразовании предприятий, перечисленных в приложении № 1 к Указу от 17 ноября 1992 г., 45% акций нефтяных компаний и 49% обществ «Транснефть» и «Транснефтепродукт». Не закрепленные в федеральную собственность акции акционерных обществ и нефтяных компаний (кроме компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт») подлежали продаже с учетом льгот для членов трудовых коллективов, в том числе за приватизационные чеки. Указом Президента от 1 апреля 1995 г. «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний» СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1284. постановлено преобразовать государственное предприятие «Роснефть» в открытое акционерное общество — нефтяную компанию с закреплением в федеральной собственности сроком на три года 51% акций этой компании. Во исполнение данного Указа принято постановление Правительства РФ от 29 сентября 1995 г. «О преобразовании государственного предприятия «Роснефть» в открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» СЗ РФ. 1995. № 41. Ст. 3902.

    Правительство РФ утвердило устав компании и поручило Госкомимуществу утвердить сводный план приватизации компании, предусмотрев закрепление в федеральной собственности 51% ее акций.

    Аналогичное преобразование с созданием вертикально интегрированных систем произведено на основании Указов Президента РФ в угольной промышленности, электроэнергетике, газовой промышленности, оборонном комплексе.

    Главным актом, наряду с Законом о приватизации, регулирующим процессы приватизации в каждый данный период ее проведения, является Государственная программа приватизации. Она устанавливает цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации. Программа вносится Правительством РФ и Утверждается Федеральным Собранием РФ. Первоначально она Разрабатывалась на три ближайших года и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. Программы содержали Олейник П.В. Предпринимательское право. — М., 2003. С. 228.:

    • — перечень объектов государственной собственности, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора, в том числе объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации, а также перечень объектов, приватизация которых запрещена; перечень объектов, приватизация которых осуществляется по решению Правительства РФ либо Правительств республик в составе Российской Федерации; перечень объектов, приватизация которых осуществляется по решению Госкомимущества РФ с учетом мнения отраслевых министерств;
    • — требования к местным программам приватизации;
    • — задания органам государственной власти и управления по приватизации;
    • — определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
    • — величину сумм приватизационных вкладов (чеков), распределяемых среди граждан РФ, и размер вклада на одного получателя в данном периоде;
    • — условия использования иностранных инвестиций;
    • — прогноз поступления средств от приватизации и их направление;
    • — другие вопросы, вытекающие из реализации программы.

    Вторая Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. САПП РФ. 1994, № 1. Ст. 2. , предусмотрела завершение приватизации с использованием чеков до 1 июля 1994 г.

    Нормативными актами была создана правовая основа расчетов за приватизируемые объекты приватизационными чеками. Отличие чеков от именных приватизационных счетов состояло в их высокой оборотоспособности как ценных бумаг на предъявителя, в то время как приватизационные счета предполагались именными, используемыми только для целей приватизации и продаже не подлежали. На практике многие коммерческие фирмы скупали чеки у граждан, а затем приобретали на них объекты приватизации, преследуя зачастую чисто спекулятивные цели — приобрести акции или объекты недвижимости, а затем выгодно их перепродать. Чековая приватизация обеспечила ускоренную приватизацию, однако необходимых инвестиций в производство новые «хозяева» вкладывать не спешили. В итоге подавляющая часть основных производственных фондов физически и морально продолжала устаревать.

    22 июля 1994 г. Указом Президента РФ были утверждены Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478.

    Этот нормативный акт установил пели и порядок применения положений Государственной программы приватизации после 1 июля 1994 г., то есть после завершения чековой приватизации. Во исполнение поручений Президента РФ, содержащихся в Указе от 22 июля 1994 г., был принят ряд актов — постановлений Правительства РФ и распоряжений Госкомимущества РФ в целях обеспечения выполнения денежной приватизации. Так, постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2059..

    Положение применялось в любом случае ликвидации предприятия, за исключением банкротства в судебном порядке, а также продажи имущества предприятий-должников. В последнем случае эта процедура в соответствии с п. 5.13 Программы приватизации 1994 г. регулировалась Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г., утвердившим Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников СЗ РФ.1994. № 6.Ст. 592. , в соответствии с которым продажа государственных предприятий-должников производилась на . коммерческом или инвестиционном конкурсе без ограничения состава участников (за некоторыми изъятиями, предусмотренными Законом о приватизации 1991 г. и Положением о порядке продажи предприятий-должников).

    31 августа 1995 г. Президентом РФ был принят Указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» СЗ РФ. 1995. № 36. Ст. 3527.

    , утвердивший Правила проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии, а также в виде приложений к Указу — Обязательные условия договора кредита, договора залога, договора комиссии. На аукционе, о котором идет речь в названном Указе, акции не продаются, а отбирается кредитор-залогодержатель по принципу «кто предложит большую сумму кредита за получение в залог акций, принадлежащих государству, в уставном капитале акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий». Срок действия Указа — IV квартал 1995 г. Проценты за кредит начислялись с момента выдачи кредита до 1 января 1996 г., после этой даты у комиссионера (им мог быть и залогодержатель, если он не уступил своего права на заключение договора комиссии другому лицу) возникало право продажи акций с соблюдением принципов конкурсности и публичности в их реализации, а начисление процентов после 1 января 1996 г. прекращалось.

    Залоговая приватизация не была предусмотрена ни Законом о приватизации 1991 г., ни Программами приватизации г. и представляла собой «узаконенную» притворную сделку: под видом кредита, который государство заведомо не собиралось и не способно было вернуть банкам-кредиторам, производилась по сути приватизация акций.

    В целях повышения эффективности приватизации предприятий — объектов федеральной собственности постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1632.

    утвержден Порядок реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества. Суть индивидуального проекта заключается в том, что на стадии подготовки конкретных предприятий к приватизации (их перечень указан в приложении к постановлению от 1 апреля 1997 г.) определяется наиболее оптимальный вариант приватизации и рыночная стоимость объекта. Варианты приватизации и оценка рыночной стоимости имущества разрабатываются финансовым консультантом, отбираемым конкурсной комиссией. Победителем конкурса признается консультант, предложивший наилучшие варианты приватизации и гарантирующий поступление соответствующих сумм в бюджет в результате осуществления индивидуального проекта. По результатам конкурса комиссия принимает решение о варианте (способе) приватизации конкретного предприятия. Указанное решение предопределяет содержание плана приватизации и ускоряет утверждение этого плана.

    21 июля 1997 г. был принят Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Соответственно Закон о приватизации 1991 г. утратил силу. Новый закон предусмотрел ряд новелл, свидетельствующих о намерении государства увеличить поступления в бюджет средств от приватизации объектов, остающихся пока в собственности государства, создать условия для инвестиций в производство эффективными собственниками.

    В частности, постановлено Олейник П.В. Предпринимательское право. — М., 2003. С. 229.:

    • — отказаться от безвозмездной приватизации. По ранее действовавшему законодательству часть акций акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного предприятия, могла передаваться членам трудового коллектива безвозмездно;
    • — способы приватизации императивно определены законом и не могут быть расширены подзаконными актами. Среди них законом не предусмотрен такой способ, как продажа предприятий-должников, а потому они приватизируются по общим правилам, предусмотренным законом, и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а нормативные акты, принятые ранее по данному вопросу, применяться не должны;
    • — конкурс по продаже государственного имущества может быть только коммерческим с инвестиционными и (или) социальными условиями. Исходя из этого акции, например, будут продаваться победителю конкурса не по номинальной стоимости, а по принципу «кто за них больше заплатит». Государственная программа приватизации 1993 г. допускала продажу акций по инвестиционному (некоммерческому) конкурсу (разд. 5.2).

    Возрождена аренда имущества государственного предприятия с правом выкупа работниками этого предприятия, но только по рыночной стоимости (п. 8 ст. 20 Закона о приватизации 1997 г.). На основе данного закона Федеральное Собрание принимает Закон о государственной программе приватизации государственного имущества в РФ. Правительство РФ ежегодно одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в Государственную Думу. проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Программу приватизации.

    Государственная программа приватизации утверждается законом о государственной программе приватизации на ряд лет (п. 1 ст. 4 Закона о приватизации 1997 г.). Программа приватизации предусматривает приоритеты в осуществлении приватизации: ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность юридических и физических лиц, основы приватизации муниципального имущества. Определяя порядок приватизации, государственная программа устанавливает порядок выбора определенного способа приватизации и принятия решения о ней; порядок оценки приватизируемого имущества; льготы работникам государственных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества; нормативы Распределения средств, полученных в результате приватизации.

    Программа приватизации содержит также прогнозы относительно эффекта от приватизации для государства в виде изменения платежного баланса РФ, увеличения внутренних и внешних инвестиций в экономику РФ. Государственная программа приватизации, утвержденная Федеральным законом, устанавливает принципиальные положения приватизации, обязательные при проведении приватизации как государственного, так и муниципального имущества (например, условия закрепления акций соответственно в государственной и муниципальной собственности, льготы работникам предприятий, преобразуемых в акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот и др.)

    Вместе с тем она не предъявляет конкретных требований к программам приватизации субъектов Федерации, муниципального имущества — в определении, например, приоритетов приватизации, прогнозных перечней приватизируемых муниципальных предприятий. Эти вопросы относятся к компетенции органов государственной власти соответствующих субъектов и органов муниципальной власти, утверждающих местные программы. В целом же федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также решения органов местного самоуправления не могут противоречить Федеральному закону от 21 июля 1997 г. и принятой на его основе Государственной программе приватизации.

    государственный собственность рыночный производитель

    Источник: http://vuzlit.ru//tseli_ponyatie_suschnost_privatizatsii

    This article was written by admin

    ×