Подготовка проекта межевания территории

Проекты межевания Бесплатная юридическая консультация: ГрадК РФ не содержит понятие «межевание территории». Легальное определение понятия «межевание» содержится в ряде федеральных.

Проекты межевания


Бесплатная юридическая консультация:

ГрадК РФ не содержит понятие «межевание территории». Легальное определение понятия «межевание» содержится в ряде федеральных законов. Так, Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» определяет межевание земельного участка как мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.

Оглавление:

Согласно статье 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве». Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;


Бесплатная юридическая консультация:

изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Однако понятие «межевание территорий» носит более общий характер. Межевание объектов землеустройства как элемент землеустройства и межевание территории как элемент градостроительной деятельности по планировке территории проводятся для достижения различных целей. Межевание объектов землеустройства проводится в целях определения местоположения и границ земельного участка на местности. Проект межевания объектов землеустройства имеет юридическое значение после его утверждения уполномоченным органом. После этого проект является основанием для установления границ земельных участков на местности, т.е. в натуре. Подготовка проектов межевания территории осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков, и незастроенных земельных участков, предназначенных для строительства, расположенных в пределах элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов) как застроенных, так и подлежащих застройке территорий.

Подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.

Следует отметить, возникающую при этом коллизию. Границы элемента планировочной структуры, на территории которого должно осуществляться межевание, должны быть установлены проектом планировки территорий, т.е. подготовка проекта планировки всегда должна предшествовать проведению межевания территории. Однако, на практике это не всегда так. Например, плотно застроенная территория, на которой расположены многоквартирные дома. В таком случае, подготовка проекта планировки может быть нецелесообразной, а межевание территории необходимо для установления границ земельных участков, на которых расположены такие дома, для оформления соответствующих прав на них. Представляется, что отсутствие проектов планировки не является препятствием для разработки проектов межевания застроенных территорий. И в случае отсутствия проекта планировки межевание территории должно осуществляться в сложившихся границах элементов планировочной структуры, в границах существующих красных линий.

Об этом косвенно свидетельствует и положение ГрадК РФ, согласно которому подготовка проектов межевания территорий может осуществляться в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Таким образом, вопрос о необходимости наличия проекта планировки для последующей подготовки проекта межевания является дискуссионным.


Бесплатная юридическая консультация:

В ГрадК РФ не нашло отражение положение пункта 3 статьи 59 ГрадК РФ 1998 года, предусматривающего, что межевание территорий общего пользования в границах застроенных территорий городских и сельских поселений не проводится.

Согласно части 4 статьи 36 ГрадК РФ на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется действие градостроительных регламентов. В соответствии с частью 9 статьи 45 ГрадК РФ в случае размещения объектов капитального строительства в границах территории, на которую не распространяется действие градостроительного регламента, подготовка документации по планировке может осуществляться физическими или юридическими лицами, по заявлению которых принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории. Таким образом, можно сделать вывод, что по новому ГрадК РФ может осуществляться межевание территорий общего пользования.

В то же время, подготовка проекта межевания территорий осуществляется всегда в границах элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов), то есть в границах красных линий, установленных проектами планировки (часть 1 статьи 43). Красные линии в частности обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (п. 11 ст. 1 ГрадК РФ).

Таким образом можно констатировать коллизию между частью 1 статьи 43 и частью 9 статьи 45 ГрадК РФ. Вопрос о проведении межевания территорий общего пользования нуждается в уточнении.

Одним из наиболее сложных вопросов при подготовки проектов межевания территории является установление размеров земельных участков. ГрадК РФ предусматривает, что размеры земельных участков при межевании территорий устанавливаются с учетом фактического их использования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. В этом проявляется общий принцип законодательства: «закон обратной силы не имеет».


Бесплатная юридическая консультация:

В то же время на практике зачастую при определении минимальной площади земельного участка не соблюдаются ранее действующие нормативы застройки. Как правило, органы местного самоуправления нарушают эту норму в целях уплотнения существующей застройки.

Принцип, легализующий «уплотняющие нормативы», реализуется посредством соответствующих документов нормативно-технического характера. Однако, такая ситуация не соответствует ГрадК РФ, который четко закрепляет критерии определения размеров земельных участков — фактическое использование земельных участков и действовавшие в период застройки градостроительные нормативы и правила.

Что касается фактического использования земельного участка, то необходимо отметить, что из системного анализа норм Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что размер земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33, пункт 2 статьи 35 ГрадК РФ).

Таким образом, площадь земельного участка, на котором расположено здание, строение, сооружение, не может ограничиваться только земельным участком, выделяемым по контуру объекта («под отмостку»), но должна определяться в размере необходимом для использования здания, строения, сооружения путем обеспечения к ним доступа и использования прилегающего пространства (размеры которого обусловлены, в том числе, и требованиями безопасности, например, противопожарной).

В то же время, существуют отступления от принципа определения размера земельного участка, исходя из фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территории. Такое отступление предусмотрено частью 4 комментируемой статьи, которая устанавливает, что в случае, если в процессе межевания территорий выявляются земельные участка, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков. Однако данное положение нуждается в уточнении. Представляется, что указанная норма должна распространяться только на случаи, когда выявленный земельный участок превышает предельный максимальный размер земельного участка, установленный градостроительным регламентом. В случае, если земельный участок превышает минимальный размер земельного участка, но не превышает максимальный размер участка, установленный градостроительный регламент, деление такого земельного участка представляется не обоснованным. Указанное положение ГрадК РФ нуждается в корректировке.


Бесплатная юридическая консультация:

ГрадК РФ также предусматривает требование к земельным участкам, сформированным на основе выявленных земельных участков, превышающих установленные градостроительным регламентом предельные размеры земельных участков, — соответствие их размеров градостроительному регламенту. Представляется, что при разделении земельного участка также должно соблюдаться требование, установленное частью 4 статьи 41 ГрадК РФ — разделение земельного участка возможно только в случае наличия подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

Кроме того, при подготовке проектов межевания территории размер и границы земельных участков необходимо устанавливать в соответствии с Положением об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.03.1998 № 369, Нормами проектирования. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов (СНиП), утвержденными 11.09.1975, и др.

ГрадК РФ устанавливает состав проекта межевания территории. Указанный перечень является закрытым.

Требования к подготовке проекта межевания закреплены в Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП3), утвержденной приказом Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150, действующей в части, не противоречащей ГРАДК РФ.

Согласно указанной Инструкции при разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:


Бесплатная юридическая консультация:

  • — границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним;
  • — границы существующих землепользований при разработке плана межевания не подлежат изменению, за исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков.

На территориях, подлежащих застройке, размеры земельных участков определяются в соответствии с действующими градостроительными нормативами, нормами предоставления земельных участков и градостроительными регламентами, установленными правилами землепользования и застройки.

В случае если размеры ранее предоставленного земельного участка меньше размеров, установленных градостроительными нормативами или нормативным правовым актом органа местного самоуправления, то в процессе проектирования размеры данного участка могут быть увеличены до нормативных размеров при наличии свободных земель.

При разработке проекта межевания территорий в границы земельных участков включаются территории: под зданиями и сооружениями; проездов, пешеходных дорог и проходов к зданиям и сооружениям; открытых площадок для временного хранения автомобилей; придомовых зеленых насаждений, площадок для отдыха и игр детей; хозяйственных площадок; физкультурных площадок; резервных территорий.

Для территориальных зон промышленной и коммунально-складской застройки границы земельных участков предприятий и иных объектов определяются с учетом количества работающих, технологии производства, грузооборота и других характеристик существующих и размещаемых объектов исходя из минимально допустимых размеров земельных участков и нормативной плотности застройки площадок предприятий.

При значительном превышении нормативного размера земельного участка, занимаемого отдельным предприятием, при установлении его границ размер занимаемого участка может быть уменьшен до нормативного размера при соответствующем обосновании.


Бесплатная юридическая консультация:

При установлении размеров и границ земельных участков в зонах исторической застройки учитываются исторические границы домовладений, определяемые на основе архивных данных, историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры.

Для сложившихся и вновь формируемых объектов недвижимости, находящихся в собственности нескольких организаций, выделяется единый земельный участок, размер и границы которого устанавливаются в соответствии с основным функциональным назначением объекта. При этом за отдельным землепользователем условно закрепляется часть участка пропорционально занимаемой полезной площади здания без закрепления границ в натуре.

Границы земельных участков под временные торговые точки устанавливаются на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией исходя из минимальных размеров их участков (площадь, занимаемая самими строениями, и зоны хозяйственного обслуживания). При этом пешеходная зона, подъезды и другие элементы территорий общего пользования не включаются в границы.

При разработке проекта межевания уточняются публичные сервитуты, в соответствии с которыми землепользователи обязаны обеспечить: безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры); возможность размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; возможность доступа на участок представителей соответствующих служб для ремонта объектов инфраструктуры и других целей.

Проекты межевания разрабатываются в составе графических и текстовых материалов.

Бесплатная юридическая консультация:

Графические материалы выполняются в масштабе 1:500-1:2000 и включают в себя план фактического использования территории и проект межевания территории, на которых указываются красные линии, границы земельных участков, контуры зданий и сооружений, существующие и проектируемые территории общего пользования, публичные сервитуты.

Пояснительная записка содержит характеристику территории, на которую осуществляется межевание; сведения об использованных материалах по установлению границ земельных участков и особенностях межевания; перечень публичных сервитутов; обоснования принятых решений.

При разработке проектов межевания учитываются красные линии, опорные (дежурные) планы территорий городов и других поселений, регистрационные планы подземных инженерных коммуникаций и атласы геологических выработок.

Обязательными положениями проекта межевания территорий являются:

  • — границы земельных участков;
  • — предложения по установлению публичных сервитутов.

Проекты межевания территорий в виде графических и текстовых материалов являются основанием для выноса в натуру (на местность) границ земельных участков, установления публичных сервитутов, выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков и формирования объектов недвижимости.

Согласно ГрадК РФ в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков. Это требование является обязательным. Таким образом, подготовка проекта межевания территории в любом случае должна завершаться подготовкой градостроительных планов земельных участков, находящихся в границах такой территории. Что касается градостроительного плана, то он может подготавливаться как в составе проекта межевания территории, так и в качестве самостоятельного отдельного документа.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://vuzlit.ru//proekty_mezhevaniya

Проект планировки территории и проект межевания территории

Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.

Проект планировки территории состоит из утверждаемой основной части и дополнительных материалов по обоснованию принятых планировочных решений.

Основная часть проекта планировки территории включает:

  • — чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, дороги и улицы, проезды и проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, объекты транспортной инфраструктуры, существующие инженерные коммуникации, сети ИТО и линии связи, а также границы зон предполагаемого размещения объектов капитального строительства;
  • — сведения о размещении объектов федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, включая плотность и параметры застройки, характеристики развития систем ИТО, социального и транспортного обслуживания, необходимых для развития территории.

Материалы но обоснованию проекта планировки территории и принятых планировочных решений включают графическую часть, отображаемую в графической форме, и пояснительную записку. Графическая часть включает схемы: расположения элементов планировочной структуры, организации улично-дорожной сети, вертикальной планировки и инженерной подготовки территории, использования территории в период подготовки проекта планировки территории, а также границ зон с особыми условиями использования этой территории.

Пояснительная записка содержит описание и обоснование параметров планируемого строительства объектов инфраструктуры, социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проведения мероприятий по гражданской обороне, обеспечению пожарной и экологической безопасности.


Бесплатная юридическая консультация:

Проект планировки территории является основой для последующей разработки проектов межевания территорий.

Целью подготовки проектов межевания территорий является установление границ образуемых и изменяемых земельных участков применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Установление границ земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, которые установлены действующими правовыми актами и техническими регламентами.

Проект межевания территории предусматривает разработку чертежей межевания территории с отображением на них красных линий, утвержденных в составе проекта планировки территории, и линий отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений. На чертежи также наносят границы образуемых и изменяемых участков на кадастровом плане территории; условные номера образуемых земельных участков; границы зон действия публичных сервитутов; границы территорий, занимаемых объектами культурного наследия, и границы зон с особыми условиями использования территорий.

В случаях межевания территории для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры на чертежах межевания территории обязательно указывают границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд.

В проекте межевания территории указывают площадь и вид разрешенного использования вновь образуемых и изменяемых земельных участков и их частей в соответствии с проектом планировки территории, а также образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территории или имуществу общего пользования.


Бесплатная юридическая консультация:

В составе проектов межевания территорий может осуществляться подготовка как градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, гак и градостроительных планов ранее застроенных земельных участков.

Источник: http://studme.org/156768/stroitelstvo/proekt_planirovki_territorii_proekt_mezhevaniya_territorii

Проекты межевания территорий

1. Части 1, 2 настоящей статьи определяют территории, в отношении которых разрабатываются проекты межевания территорий — застроенные и подлежащие застройке территории, расположенные в границах элементов планировочной структуры.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

2. Части 3, 4 комментируемой статьи, определяют, что проект межевания подготавливается в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.


Бесплатная юридическая консультация:

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

  • 3. Федеральным законом от 12.11.2012 № 179-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и Градостроительный кодекс Российской Федерации» в комментируемую статью включена новая часть, в соответствии с которой в проекте межевания территорий, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено ст. 59 и 60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
  • 4. Федеральный законодатель закрепил следующий состав проекта межевания территории — чертеж межевания территории, на котором отображаются:
  • 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
  • 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
  • 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
  • 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
  • 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
  • 6) границы территорий объектов культурного наследия;
  • 7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
  • 8) границы зон действия публичных сервитутов.

В отличие от проектов планировки территории, проекты межевания территории имеют лишь одну часть — утверждаемую. И эта часть содержит только чертежи межевания.

  • 5. Федеральным законом от 23.07.2013 № 247-ФЗ «О внесении изменений в статью 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации» в комментируемую статью включена новая часть, в соответствии с которой проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов.
  • 6. В части 6 комментируемой статьи федеральный законодатель определил, что в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.

Иными словами, при подготовке проекта межевания территории, подлежащей застройке, в обязательном порядке в его составе осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков. В случае подготовки проекта межевания застроенной территории подготовка градостроительных планов может не осуществляться.

Источник: http://studref.com/452705/pravo/proekty_mezhevaniya_territoriy

Подготовка и согласование проекта межевания земельных участков

Проект межевания земельных участков представляет собой документ, содержащий данные относительно одного или нескольких наделов, которые предназначены для подготовки составления межевого плана в ходе установления границ.


Бесплатная юридическая консультация:

Проектом межевания определяется точное расположение каждого отдельного надела, их основные характеристики и изображение конфигурации участка.

После составления такой документ утверждается лицами, непосредственно имеющими отношение к устанавливаемым границам, и оформляется межевой план, на основании которого заявитель имеет возможность зарегистрировать право собственности или оформить гражданско-правовую сделку.

Подготовка

Подготовка проекта межевания земельного участка заключается в выполнении следующих действий:

  • Определение основания для процедуры межевания и наличия полномочий для оформления заявления (право собственности, пользования, наследования и т.д.);
  • Обращение в государственную или коммерческую организацию с заявлением о составлении проекта для одного надела или нескольких;
  • Предоставление всей документации относительно земельных наделов, границы которых подлежат установлению и утверждению;
  • Проведение инженером, выполняющим работы, сбора и последующего анализа документов и необходимых расчетов, на основании которых устанавливаются предварительные границы поворотных точек каждого участка. При проведении между ними линий образуются контуры, служащие границами наделов;
  • Формирование графической и технической части документа;
  • Извещение заинтересованных лиц о проведении межевания территории или одного участка;
  • Выезд на месторасположение участка и согласование установленных границ;
  • При необходимости внесение поправок в составленный документ;
  • Утверждение подготовленного документа.

Требования к разработке документа в соответствии с приказом №388

В соответствии с приказом Минэкономразвития №388 с текущими дополнениями, разработка проекта должна осуществляться с учетом следующих требований:

  • Оформление осуществляется на бумажном носителе как минимум в двух экземплярах. Если заказчик изъявляет желание, предоставление выполняется также и в электронной форме;
  • Проставление печати инженера на титульном листе проекта;
  • Оформление осуществляется посредством средств компьютерной графики. При внесении данных от руки информация должна отображаться отчетливо, не допуская двоякого прочтения или толкования;
  • Все имеющиеся исправления или дополнения заверяются подписью;
  • Все числовые данные должны записываться исключительно арабскими цифрами;
  • Все листы проекта межевого плана должны быть пронумерованы;
  • Составление проекта должно осуществляться исключительно на основании или кадастровой выписки о наделе или плана территории, где расположен участок;
  • Все возражения, которые имели место относительно составленного проекта, должны в обязательном порядке быть включены в состав межевого плана;
  • При отсутствии возражений относительно установленных границ в оформляемое заключение по составленному проекту кадастровым инженером включается такой факт.

Кто делает технический проект?

Документом, в соответствии с которым осуществляется проведение работ кадастрового характера, является технический проект межевания.


Бесплатная юридическая консультация:

В таком документе специалист указывает кроме непосредственных обоснований необходимости проведения работ еще и сметную стоимость осуществления межевания, требуемые действия, которые в общем потребуется делать, материалы, которые будут для этого необходимы, а также сроки (с учетом особенностей конкретного участка или нескольких наделов), в какие границы будут установлены и утверждены.

Составлением технического проекта межевания могут заниматься следующие организации:

  • Отдел межевания БТИ – государственная организация, имеющая в своем штате специалистов с соответствующей степенью квалификации. Обращение осуществляется на общих основаниях, при этом стоимость работ установлена федеральным и региональным законодательством и заключается во внесении определенного размера государственных пошлин;
  • Геодезические организации. В штат таких компаний также входят инженеры, уполномоченные на проведение работ как по непосредственному межеванию территорий, так и по составлению технических планов.

Любой кадастровый инженер должен в обязательном порядке иметь квалификационный аттестат, наличие которого можно проверить на официальном сайте Росреестра.

При заказе такого рода услуг лицу без наличия такого аттестата (даже если он присутствовал, но был отозван) не даст возможности получить межевой план, имеющий юридическую силу.

Состав и особенности

Составляемый проект состоит их двух основных частей – текстовой и графической.


Бесплатная юридическая консультация:

Текстовая часть в свою очередь состоит из таких отдельных элементов:

  • Пояснительная записка к графической части;
  • Основные данные относительно территории, на которой будут установлены границы земельного участка (или нескольких наделов);
  • Характеристика тех участков, которые будут образованы посредством проведения процедуры межевания;
  • Данные о том участке, за счет которого образуется надел, подлежащий межеванию (если такой факт имеет место);
  • Прочие сведения, необходимые в каждом конкретном случае и имеющие значение при установлении межей.

Графическая часть содержит в себе чертеж участка, полностью повторяющий конфигурацию установленных поворотных точек и проведенной между ними контурной линии, которая определяет собой границу участка.

Согласование

После того, как проект составлен, чтобы его окончательно утвердить, необходимо соблюсти обязательную процедуру – согласование границ всеми лицами или организациями, чьи права или собственность могут быть затронуты в ходе неверно установленных межей.

Рассылка извещений о необходимости согласования

Если установление границ будет относиться к наделу, находящемуся в долевой собственности, то каждому собственнику или пользователю такой отдельной части направляется извещение о месте проведения общего собрания или же осуществляется публикация в средствах массовой информации.

Публикация допускается также в тех ситуациях, когда количество заинтересованных лиц достаточно велико.


Бесплатная юридическая консультация:

Извещение в общем содержит в себе следующие данные:

  • Сведения о том, кто выступает непосредственным заказчиком выполнения работ;
  • Данные об инженере, который выполнил проект межевания и контактные данные, указывающие, каким образом можно с ним связаться;
  • Номер и адрес участка (или нескольких участков), которые подлежат межеванию или будут являться основой для образования нескольких отдельных наделов;
  • Информация о том, каким образом можно ознакомиться с составленным проектом;
  • Адрес, по которому можно отдельно отправить дополнения или изменения к составленному проекту.

В случае, если межевание будет осуществляться только относительно одного участка, то извещения пересылаются всем собственникам смежных наделов, при этом воспользоваться можно следующими способами отправки:

  • Посредством личного вручения извещения каждому из соседей под расписку;
  • Заказным письмом;
  • Электронной почтой;
  • Уведомлением в СМИ, в том случае, если установить местонахождение владельца смежного участка не представляется возможным.

В любом случае уведомления рассылаются в определенный срок – не позднее, чем за 30 дней до момента проведения процедуры согласования.

Ознакомление с документацией

Процесс ознакомления с проектом осуществляется на общем собрании, которое проводит инженер, непосредственно составивший документ.

В процессе такого собрания озвучивается то, каким образом будет проходить граница и при необходимости разъясняются те моменты, которые не понятны кому-либо из присутствующих на собрании.


Бесплатная юридическая консультация:

Любой из присутствующих имеет право выразить свое несогласие с определенными границами и не ставить свою подпись в знак согласия с проведенной процедурой межевания.

Оформление возражений

При наличии возражений относительно любых параметров участка и проходящих границ, что будут исходить как от самого заявителя, так и прочих лиц, которые должны согласовывать план, такой факт должен быть зафиксирован инженером.

При оформлении возражения отражается его суть, лицо, какое выразило несогласие, также к проекту обязательно прикладываются документы, на основании которых имеется право согласовывать границы и возражать относительно установленных меж.

Внесение изменений

В течение 30 дней с момента проведения собрания все подаваемые возражения и замечания, если они имеют под собой основания, могут учитываться и в проект плана вносятся поправки.

Непосредственно после окончательного формирования проекта для того, чтобы межевой план имел юридическую силу, его необходимо передать на утверждение.


Бесплатная юридическая консультация:

Утверждение

Непосредственным заказчиком плана или лицами, которые владеют наделом на правах долевой собственности, межевой план обязательно утверждается перед тем, как он может быть использован для получения права собственности или в качестве основания для продажи надела, дарения, предоставления в аренду или других гражданско-правовых договоров.

Кто утверждает?

Утверждение составленного документа может выполняться следующими лицами:

  • Непосредственно собственником надела, который выступал в роли заказчика проведения межевания;
  • Общим собранием лиц, которые находятся в долевой собственности.

В том случае, если утверждение будет осуществляться одним собственником единолично, то он просто ставит свою подпись в знак согласия с оформленным планом, если же собственников несколько (при долевом участии), то в такой ситуации утверждение проекта фиксируется посредством составления протокола утверждения.

Содержание протокола

В случае утверждения проекта долевыми собственниками кадастровый инженер должен оформить отдельный протокол, который впоследствии прикладывается к составленному межевому плану.

Такой документ содержит в себе следующие данные:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Указание ФИО лиц, каждое из которых имеет определенную долю от земельного надела;
  • Подписи тех, кто полностью согласен с составленным межевым планом;
  • Данные о том, что перечень собственников был отдельно утвержден;
  • Сведения о том, какие именно доли будут принадлежать участникам собрания.

Отличие от плана границ территории

Кроме проекта межевания инженер в процессе своей деятельности может также составлять и несколько другой документ – проект границ участка.

Несмотря на то, что они очень тесно связаны друг с другом, все же в составе и назначении плана границ имеются некоторые отличия:

  • План границ отражает данные исключительно о границах, а не о самом участке, который формируется посредством проходящей межи;
  • Такой план может применяться в тех ситуациях, когда происходит разметка строительства на участке, а также определения величины отступа от красных линий.

Во всех остальных случаях применяется уже межевой план, который содержит больший перечень информации.

Заключение

Итак, проведение межевания – достаточно длительный процесс, который заключается в предварительной подготовке проекта межевания. К составлению такого документа допускаются исключительно кадастровые инженеры, имеющие аккредитацию и состоящие в едином реестре, за ведение которого отвечает контролирующий орган – Росреестр.

К формированию проекта предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет изготовить и утвердить готовый документ в более короткие сроки.

Источник: http://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/podgotovka-proekta


Бесплатная юридическая консультация:

Правила составления и примеры проектов планировки территории и проект межевания территории

Чтобы обозначить все внешние границы, а также нанести границы особых зон, создаются так называемые проекты планировки и межевания территории. Это технические документы, содержащие чертежи различных участков и описание к ним. О том, из каких этапов складывается процедура разработки и согласования таких документов – в этой статье.

Назначение

Законодательное описание, состав содержания документов приводится в Градостроительном кодексе РФ:

  • статья 42 – проект планировки;
  • статья 43 – проект межевания.

С технической точки зрения такие документы представляют собой детализацию Генерального плана по развитию города или других населенных пунктов, хотя формально (с юридической точки зрения) они не связаны друг с другом. Сравнение этих типов документации представлено в таблице.

  • карта с точными границами существующего или возникающего населенного пункта (в проекте);
  • карта отдельных функциональных зон – жилые, производственные, природные.
  • аналитические материалы, обосновывающие границы и возможные изменения границ;
  • технические характеристики развития территории и их изменение во времени (например, плотность застройки).
  • аналитические материалы, обосновывающие такие границы, решения о возможном изменении границ, а также расположение отдельных функциональных зон;
  • все технические параметры функциональных зон (площадь, высота домов и т.п.).
Таким образом, рассмотренные документы относятся к проектной документации, а их основная цель – отражение существующих границ всего населенного пункта и его отдельных зон (внешних и внутренних). При этом учету подвергаются границы всех земельных участков – уже застроенных, а также с планирующейся застройкой (в этом случае дополнительно указываются предполагаемые сроки и стадии освоения территории).

Например, на карте города, как правило, намечается несколько таких планировочных зон. Каждая из этих зон имеет свои названия, которые обычно даются по наименованию районов, берегов рек (например, Правый берег Иртыша).

По каждому проекту составляется одно Постановления Администрации за подписью главы населенного пункта (в случае с областным центром – мэра), как показано на рисунке ниже. В документе содержится:

  • содержание вносимых изменений (при дальнейшем освоении территории, образовании новых участков путем разделения или объединения уже существующих);
  • площади каждой зоны – жилой застройки, дорожных зон, улиц, зон озеленения;
  • указания различным Департаментам местной Администрации с описанием дальнейших действий в связи с вносимыми изменениями.

В приложениях к такому Постановлению содержится подробное описание основных показателей территории (технических и экономических):

  • площади каждой зоны (жилая, улицы, дороги и т.п.);
  • детализация данных по каждой зоне (площади жилых домов разной высоты — 1-2 этажа, 3-5 этажей, 6-18, от 18);
  • плотность застройки;
  • численность и плотность населения;
  • данные по объектам, относящимся к образовательной сфере (места, посещения в смену, минимальные площади);
  • данные по объектам здравоохранения;
  • данные по объектам физкультурно-оздоровительных центров с приведением их площадей.

Для каждого из этих параметров указывается 2 значения – существующее в настоящий момент и планируемое.

Вторая часть приложения – собственно планировка территории, отраженная на схеме с условными обозначениями.

Состав проекта планировки

Любой проект, описывающий тот или иной элемент структуры планировки города или другого населенного пункта, состоит из технической (чертежи) и описательной (аналитические материалы) частей. Требования к содержанию четко регулируются законодательством, поэтому вне зависимости от назначения, расположения и других особенностей территории следует исходить из следующих разделов проекта планировки:

  1. Основная часть – это собственно чертеж (схема) участка. На ней наносятся:
  • все границы застроенных, освоенных областей, а также зон, на которых предполагается строительство жилых и/или производственных объектов;
  • так называемые красные линии, которые выделяют границы земли с линейными объектами.
  1. Аналитическая часть – подробное положение, содержащее материалы о предполагаемом развитии территории, а также о технических характеристиках развития и их изменении во времени:
  • жилые здания;
  • производственные помещения;
  • объекты любой инфраструктуры, обслуживающей район (дороги, инженерные сети, больницы, школы и т.п.);
  • очередность введения объектов, которые предполагается возводить на данной территории.
  1. Наконец, отдельно выделяется раздел с материалами, обосновывающими особенности именно такого проекта:
  • результаты и интерпретация результатов исследований инженеров;
  • обоснование границы каждой зоны, а также возможного изменения этой границы, предусмотренного в плане развития;
  • схема с расположением каждого капитального объекта;
  • проходы ко всем водоемам (искусственным и естественным), предназначенным для свободного доступа;
  • полный список планируемых мероприятий, связанных с охраной природы, мер гражданской обороны, экологической защиты территории (в особенности для тех населенных пунктов, которые располагаются рядом с атомными электростанциями);
  • так называемая вертикальная планировка участка, а также другие материалы, учитывающие индивидуальные особенности земельного участка.

Пример реального проекта приведен на рисунке.

Состав проекта межевания

Содержание такого проекта примерно совпадает с рассмотренным выше:

  1. Основная часть с чертежами, схемами установления границ, межевания земли. На чертежах и схемах территории должны обязательно учитываться:
  • красные линии и величина отступа от них для установления зоны, где разрешается возведение капитальных строений;
  • границы и описание публичного сервитута – например, для прохода к водоему общего пользования, для проведения специальных работ на земле (дренирование) и т.п.
  1. Аналитическая часть содержит:
  • площади и способы возникновения земельных участков, которые образуются в результате процедуры межевания;
  • виды использования территории в соответствии с утвержденным классификатором (например, для выращивания сельскохозяйственных культур, для строительства высотных домов, индивидуальных домов и т.п.).

Сроки создания и согласования

Любая проектная документация, связанная с изысканиями для организации планировки территории, ее межевания проходит обязательное согласование проекта с органами местной Администрации (департаменты по градостроительству). Сроки в каждом случае могут быть разными, в том числе и значительно увеличиваться в силу специфики территории или разногласий между заинтересованными сторонами, судебными разбирательствами и т.п. В случае стандартного проведения процедуры ориентировочный срок составляет порядка 3-4 месяцев.

При этом все этапы можно условно разделить на 3:

  1. Распоряжение соответствующего органа власти, в котором дается указание на начало работы над проектом планировки.
  2. Собственно разработка. Она осуществляется только лицензированными компаниями. Ориентировочная стоимость услуги от 400 тысяч до 1 млн рублей.
  3. Согласование с местной Администрацией готового проекта, внесение корректив и окончательное утверждение документации, после чего проект вступает в силу и получает юридическое значение.

Этапы и ориентировочные сроки приведены в таблице

Подробное рассмотрение этапов разработки

На практике разработка представляет собой сложную техническую процедуру, в ходе которой проводятся соответствующие изыскательные работы. Отличительная особенность стадий этого процесса состоит в том, что основное внимание уделяется собственно разработке проекта. В то время как этап согласования – это соблюдение исключительно юридических требований к документам, коррекция отдельных параметров в соответствии с требованиями органов местной власти. Далее подробно рассматривается каждый этап.

Получение распоряжения КГА

Чтобы начать работу над составлением чертежей и аналитических материалов, следует получить разрешение от Комитета по градостроительству и архитектуре. Документ выполняет 2 функции:

  1. Дает разрешение на проведение застройки на обозначенном участке.
  2. Дает техническое задание по разработке проекта этой территории с учетом особенностей ее планировки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Срок действия такого документа составляет 1 год с момента его подписания. Однако если срок истек, нет необходимости подавать повторную заявку – достаточно обратиться в Комитет для пролонгации.

Обращение в Администрацию и проведение общественных слушаний

После получения распоряжения КГА следует обратиться в местные органы власти, куда подается другое заявление. В ответ на заявление непосредственно глава Администрации издает постановление и назначает уполномоченное лицо, курирующее данный проект. Наряду с этим этот же сотрудник организовывает обязательные общественные слушания, на которые подготавливаются презентационные материалы для дальнейшего согласования.

В публичных слушаниях принимают участие:

  • собственники участков территории, предполагающейся для застройки;
  • представители экспертного сообщества;
  • лица, чьи интересы непосредственно могут быть затронуты в связи с принимаемым решением;
  • представители органа местной Администрации.

После принятого положительного решения, получения соответствующих отзывов всех заинтересованных сторон составляется протокол, который публикуется в открытых источниках (сайт, официальная газета региона). Срок действия этого решения составляет 11 месяцев, т.е. именно в течение этого срока проект планировки территории должен быть составлен и согласован в конечном варианте.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. По установленным правилам основным источником финансирования изысканий должен стать муниципальный или региональный бюджет. Тем не менее, гражданское законодательство не исключает привлечения средств из других источников. На практике финансирование чаще всего осуществляется за счет заинтересованных сторон (инвестора, застройщиков).

Подготовка к созданию

После получения разрешения на разработку технической документации компания приступает собственно к созданию проекта. На подготовительном этапе проводится детальный анализ сведений юридического и геодезического характера:

  1. Изучение картографических материалов, результатов топографических съемок для определения физических особенностей территории (рельеф, отсутствие/наличие поверхностных водоемов, природные зоны).
  2. Получение исчерпывающих сведений о юридическом статусе участка, а также его отдельных зон. Такие данные содержатся в ЕГРН: собственники участка, наличие/отсутствие обременения, история изменения собственников участка и его отдельных территорий.
  3. Анализ кадастровой документации на землю – прежде всего, интересует кадастровая стоимость и соответствующее заключение государственных оценщиков.
  4. Анализ специфических данных, которые запрашивают из реестра по лесам и реестра по поверхностным водоемам.
  5. Получение справки, которая подтверждает отсутствие в недрах рассматриваемой земли полезных ископаемых. Такой документ имеет большое значение, поскольку в противном случае компания, намеренная использовать недра, может оспорить разработку и утверждение проекта.

Подготовка документов, подтверждающих выбор участка

Основная задача проводимых изысканий сводится к обоснованию выбора земельного участка под заранее намеченные цели (строительство капитальных объектов, особенности их размещения). Для этого необходимо представить следующие документы:

  • экспликация земли и отдельных зон;
  • результаты вычисления площадей каждой зоны и всего участка в целом;
  • обоснование предварительных расчетов;
  • документы, подтверждающие информирования граждан, проживающих на этой территории и всех заинтересованных сторон (владельцев участков, пользователей на основе договора долгосрочной аренды, арендодателей);
  • положительные заключения от всех уполномоченных органов надзора;
  • согласовательная документация, отражающие согласие представителей организаций, чьи интересы могут быть непосредственно затронуты в ходе освоения территории (крупные предприятия с располагающимися подземными и надземными сетями);
  • аналитические документы, содержащие точные расчеты стоимости процедуры рекультивации, возможные риски, прочие издержки (в том числе упущенная выгода) – такие расчеты всегда имеют предварительный характер, поэтому впоследствии стоимость может значительно увеличиться.

Составление и согласование проекта

После получения всех согласований, проведения общественных слушаний наступает этап собственно разработки проекта планировки территории. После окончательной подготовки документа происходит согласование с местной Администрацией. Документ вступает в силу после утверждения главой (мэром).

Источник: http://2ann.ru/primer-proektov-planirovki-territorii-i-proekt-mezhevaniya-territorii/

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн