Пенсионный фонд проверка

Проверка работодателей органами пенсионного фонда Бесплатная юридическая консультация: «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2009, N 7 Проверка работодателей органами.

Проверка работодателей органами пенсионного фонда


Бесплатная юридическая консультация:

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2009, N 7

Проверка работодателей органами пенсионного фонда

Основная задача ПФР, по сути, проста — это назначение пенсии гражданам при достижении соответствующих условий.

Оглавление:

В существующей пенсионной системе размер основной части будущей пенсии определятся суммой страховых взносов на лицевом счете застрахованного лица. Сегодня сама заработная плата при назначении будущей пенсии не принимается во внимание, учитываются лишь платежи с нее, перечисляемые работодателем в Пенсионный фонд. И только в случае их правильного и своевременного отчисления обязательства страхователя (работодателя) перед государством преобразуются в пенсионные права гражданина и обязательства государства персонально перед ним.

При переходе к существующей системе назначения пенсий был определен статус Пенсионного фонда как страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Из Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ), в котором определены основные правила взаимоотношений между всеми участниками процесса обязательного пенсионного страхования, следует, что как страховщик Пенсионный фонд обязан представлять интересы застрахованных лиц перед страхователем-работодателем. Несмотря на то что законодательно утверждены порядок и нормы деятельности страхователей, до настоящего времени уровень социальной ответственности отдельных страхователей перед своими работниками продолжает оставаться низким. Нередки случаи, когда страхователи не уплачивают страховые взносы или уплачивают их не в полном объеме, что является прямым нарушением пенсионных прав граждан. Пенсионный фонд постоянно ведет целенаправленную работу по повышению уровня ответственности работодателей перед своими работниками. Одной из форм такой работы является проведение документальных проверок достоверности представляемых работодателем индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке работников.


Бесплатная юридическая консультация:

Это право Пенсионного фонда законодательно закреплено в ст. 13 Закона N 167-ФЗ, в которой, в частности, сказано: «Страховщик имеет право — проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке».

Проверки Пенсионного фонда проводятся в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п (далее — Методические рекомендации).

В ходе каждой документальной проверки проверяется соблюдение требований основных нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. К ним относятся: Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Закон N 167-ФЗ, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях), Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» (далее — Инструкция о порядке ведения персонифицированного учета), и др. Проверки проводятся в организациях всех организационно-правовых форм (включая их обособленные подразделения).

Порядок проведения выездной документальной проверки

Все страхователи ежегодно до 1 марта представляют в Пенсионный фонд годовой отчет — документы, содержащие сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по форме СЗВ-4-1 или СЗВ-4-2 с приложением ведомости уплаты страховых взносов (АДВ-11) по всей организации в целом. Эта обязанность возложена на них в силу ч. 2 п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон о персонифицированном учете). На основании представленных сведений в управлениях Пенсионного фонда организуется работа по проверке сведений, представляемых страхователем. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.


Бесплатная юридическая консультация:

Каждая документальная проверка проводится на основании решения руководителя управления Пенсионного фонда, оформленного в установленном законом порядке. Форма решения о проведении документальной (выездной) проверки была утверждена Постановлением Правления ПФР от 25.10.2000 N 126 «Об утверждении Порядка назначения документальных (выездных) проверок» . Перед проверяющими ставятся определенные цели и задачи, излагаемые в тексте решения. Одной из таких задач является подтверждение достоверности представляемых индивидуальных сведений в сфере обязательного пенсионного страхования. Одновременно в ходе документальной проверки оценивается уровень охвата работающих в организации сотрудников пенсионным страхованием. Образец решения о проведении документальной проверки представлен в примере.

Данный нормативный акт фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п и принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, ст. 9 которого установлено, что с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Отделение Пенсионного фонда

Управление N 1 ГУ-Главного Управления ПФР N 10 по г. Москве


Бесплатная юридическая консультация:

и Московской области

(наименование органа ПФР)

Решение (постановление) о проведении документальной

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об

индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного


Бесплатная юридическая консультация:

заместителю начальника отдела оценки пенсионных прав

(должность, Ф.И.О. проверяющего(их) лица)

провести документальную проверку работодателя:

ФГУК Государственный русский народный хор им. Пятницкого

(полное наименование работодателя)


Бесплатная юридическая консультация:

103050, г. Москва, Тверская ул., д. 31

(юридический и фактический адрес)

документальная проверка достоверности

представленных индивидуальных сведений на сотрудников (на основании

ст. 16 (абз. 1, 2) Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об


Бесплатная юридическая консультация:

индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного

пенсионного страхования» (с изм. от 25.10.2001, 31.12.2002, 09.05.2005,

19.07.2007, 30.04.2008, 23.07.2008)

(указать: плановая, внеплановая, повторная)

плановое мероприятие по контролю

Бесплатная юридическая консультация:

Решение (постановление) действительно до «—«- г.

Начальник Управления N 1 ГУ-Главного Управления ПФР N 10 по

г. Москве и Московской обл.

(службы уполномоченных (главный, старший уполномоченный

по городу, району); вышестоящего органа ОПФР; ревизионной комиссии ПФР)


Бесплатная юридическая консультация:

Иванов Иванов Д.А.

N 1 ГУ-Главное (подпись) (Ф.И.О.)

С решением (постановлением) о проведении проверки ознакомлен:

заместитель директора ФГУК Государственный русский народный хор

им. Пятницкого Смирнов И.Б.


Бесплатная юридическая консультация:

(Ф.И.О. руководителя (уполномоченного представителя) работодателя,

28 апреля 2009 г. Смирнов

Что проверяют специалисты ПФР?

При проведении выездных документальных проверок индивидуальных сведений устанавливается соответствие содержащейся в них информации о трудовом стаже данным первичной учетной документации по учету кадров и характеру работы, а о заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах — первичным данным бухгалтерского учета и требованиям действующих нормативных правовых актов.

К решению (постановлению) о проведении документальной проверки, которое вручается работниками ПФР организации-страхователю, как правило, прилагается перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц. В Примерный перечень таких документов, приведенный в Приложении 1 к Методическим рекомендациям, включены:


Бесплатная юридическая консультация:

1) учредительные документы организации;

2) штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

3) информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;

4) списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

5) расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;


Бесплатная юридическая консультация:

6) лицевые счета работников;

7) кассовые документы;

8) банковские документы;

9) договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);

10) приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);


Бесплатная юридическая консультация:

11) трудовые книжки работников;

12) личные карточки формы N Т-2;

13) табель учета рабочего времени;

14) документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;

15) карточки налогоплательщика.


Бесплатная юридическая консультация:

При необходимости проверяющими могут быть запрошены и другие документы.

В отличие от выездных налоговых проверок, которыми могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, проверка сведений о стаже и заработке застрахованных лиц осуществляется за два завершенных календарных года, предшествующих проверке.

Проверки индивидуальных сведений могут проводиться как сплошным, так и выборочным способом. Выборочные проверки индивидуальных сведений рекомендуется осуществлять из расчета не менее 7% от общего числа работающих в организации, включающих все категории работников организации с повременной оплатой труда на основе должностных окладов, в процентах от выручки, долях от прибыли и т.д. (руководители, инженерно-технический состав и др.), а также все категории рабочих, для которых применяются тарифные ставки (п. 7 Методических рекомендаций).

Например, если среднесписочная численность работающих на момент проверки составила 256 человек, то будут проверены индивидуальные сведения по 18 работникам организации. Причем среди них будут работники разных категорий как административно-управленческого аппарата, так и рабочих специальностей с повременной и со сдельной оплатой труда. Если при оценке пенсионных прав застрахованных лиц их индивидуальные сведения вызовут сомнения, то проверки организации при необходимости могут проводиться сплошным порядком с привлечением большего числа специалистов районных управлений ПФР. Проверки индивидуальных сведений по всем работникам также проводятся, если численность сотрудников организации не превышает 30 человек.

В первую очередь специалистами ПФР проверяются индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию (достигающих пенсионного возраста) в течение ближайших двух лет. Кроме того, в обязательном порядке проверяются сведения о стаже и заработке лиц, имеющих право на льготную пенсию, и сотрудников, работавших по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Аналогичный подход применяется и в отношении работников с наибольшим заработком, а также лиц, принятых и уволенных в отчетном периоде.

Проверка правильности представленных индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц включает проведение следующих мероприятий:


Бесплатная юридическая консультация:

— проверку выполнения организацией процедуры регистрации работников в системе государственного пенсионного страхования;

— контроль достоверности сведений о выплатах, начисленных в пользу застрахованных лиц, и размере тарифной ставки для начисления страховых взносов;

— проверку сведений о трудовом (в том числе специальном) стаже.

Рассмотрим каждое из них более подробно.

Регистрация работников в системе ПФР


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии со ст. 14 Закона о персонифицированном учете регистрация в отделениях ПФР обязательна для всех застрахованных лиц. При заключении трудового договора работодатель должен запросить у работника страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ). При отсутствии этого документа поступающий на работу обязан написать заявление о выдаче ему страхового свидетельства, а также сообщить работодателю все необходимые для оформления свидетельства сведения.

На основании представленных организацией списков работников и документов, в соответствии с которыми в данной организации ведется кадровый учет (штатное расписание, приказы о приеме и увольнении работников, трудовые и гражданско-правовые договоры и др.) определяется фактическая численность работников на момент проведения проверки, выявляются работники, прошедшие регистрацию и получившие страховые свидетельства государственного пенсионного страхования, на которых должны представляться индивидуальные сведения о стаже и заработке на момент проведения проверки. Также определяется количество работников, не имеющих страховых свидетельств, по которым составляется отдельный список с указанием причин отсутствия свидетельств.

Кроме того, выявляются работники, которые работали в организации в течение проверяемого периода и на которых не представлены индивидуальные сведения по причине отсутствия страхового свидетельства или иным причинам. Составляются списки таких работников с указанием причины отсутствия страховых свидетельств или иной причины непредставления индивидуальных сведений. При этом информацию по тем работникам, на которых можно представить индивидуальные сведения, и по тем, на которых индивидуальные сведения не могут быть представлены по причине увольнения и отсутствия связи с указанными работниками, заносят в отдельные списки. Таким образом, определяется сумма страховых взносов, которые должны быть уплачены организацией за своих работников, и одновременно осуществляется контроль выполнения сроков и порядка анкетирования и регистрации в системе ПФР вновь принятых сотрудников.

Выплаты, начисленные в пользу работников

Проверка сведений о выплатах работникам является следующим этапом выездной проверки, проводимой органами ПФР. В данном случае представители Пенсионного фонда проверяют достоверность сведений о выплатах в пользу застрахованных лиц, используя первичные бухгалтерские документы. С 01.01.2009 действует Инструкция по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н), которой утверждены формы следующих проверяемых документов:


Бесплатная юридическая консультация:

— расчетно-платежная ведомость (код формы);

— платежная ведомость (код формы);

— карточка-справка (код формы).

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование является объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. Выплаты, на которые не начисляется ЕСН, определены в ст. 238 НК РФ. Обратите внимание, что с 01.01.2009 в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, перечень данных выплат расширен. Согласно изменениям налогоплательщики-работодатели не должны уплачивать ЕСН, а следовательно, и страховые взносы в ПФР со следующих сумм:

— с выплат в пользу физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории РФ (п. 1 ст. 236 НК РФ);


Бесплатная юридическая консультация:

— с вознаграждений в пользу физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с их деятельностью за пределами территории РФ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 236 НК РФ);

— с суммы компенсационных выплат возмещения расходов физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера (абз. 8 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Изменения следует учесть при составлении персонифицированной отчетности начиная с 2009 г.

Одновременно проверяются и выплаты, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд, но учитываемые в составе заработка, из которого исчисляется пенсия. Это необходимо в связи с тем, что наравне с периодами работы в страховой стаж для назначения трудовой пенсии засчитываются и иные периоды, к которым согласно ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, в частности, относятся:

— период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;


Бесплатная юридическая консультация:

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

— период участия в оплачиваемых общественных работах;

— период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы или лицом, достигшим возраста 80 лет.

Выплачиваемые в эти периоды государственные пособия учитываются в составе заработка для исчисления пенсии. Это и является причиной, по которой проверяющие будут контролировать правильность включения в индивидуальные сведения количества календарных дней, за которые полагались выплаты такого рода пособий.

Основными вопросами, которые рассматриваются при проверке сумм выплат в пользу застрахованных лиц (всех работников) являются:


Бесплатная юридическая консультация:

— полнота отражения выплат в лицевых счетах и индивидуальных карточках работников;

— правильность начисления страховых взносов (в том числе в составе ЕСН);

— правильность применения тарифов страховых взносов.

Говоря о тарифах страховых взносов, необходимо упомянуть об особенностях их определения, связанных с двумя периодами их действия, предусмотренными Законом N 167-ФЗ.

1. Тарифы «переходного периода». В течение07 гг. для страхователей, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов, установленные ст. 33 Закона N 167-ФЗ:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Источник: http://hr-portal.ru/article/proverka-rabotodateley-organami-pensionnogo-fonda

Как проводятся проверки Пенсионным фондом РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице .

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:

Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6., утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф/11 по делу № А/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Источник: http://nalogobzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provodjatsja_proverki_pensionnym_fondom_rf/6

Чего работодателю ждать от проверки Пенсионного фонда?

Свинцова Татьяна, юрисконсульт ГУ-УПФР Усть-Калманского района Алтайского края

Журнал «Кадровое дело» № 7 июль 2010

Работодатели тесно взаимодействуют с Пенсионным фондом: уплачивают страховые взносы, сдают по ним отчетность, представляют персонифицированные сведения о работниках. Раньше специалисты ПФР, приходя в организацию с проверкой, основное внимание уделяли изучению сведений о трудовом стаже и заработке сотрудников. Но с 2010 года ситуация изменилась. В связи с отменой ЕСН проверяющие из Пенсионного фонда контролируют также и правильность уплаты страховых взносов. И это стало приоритетным направлением проверок ПФР.

Проверки по новым правилам

До 1 января 2010 года сумма, которую работодатель уплачивал на финансирование базовой части трудовой пенсии работника, была одной из составляющих ЕСН и контролировалась налоговиками. Взносы на страховую и накопительную части пенсии были также предметом администрирования ФНС России, а территориальные органы ПФР взыскивали лишь недоимки по этим взносам, а также пени и штрафы.

Вместе с отменой ЕСН вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ*, в соответствии с которым изменились функции проверяющих из Пенсионного фонда. Сейчас они имеют право проверять страхователей (организации, индивидуальных предпринимателей) не только в части индивидуального (персонифицированного) учета, но и по вопросам начисления и уплаты страховых взносов, а также отчетности по ним. Под прицел сотрудников ПФР попадают не только пенсионные отчисления, но и взносы в фонды медицинского страхования (п. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ). Если по результатам проверки выявятся нарушения, проверяющие могут взыскать с работодателя неуплаченные средства, пени и штрафы.

Если говорить о функции по проверке данных, связанных с персонифицированным учетом застрахованных лиц (документов о стаже и заработке сотрудников), то проверяя такие сведения, специалисты Пенсионного фонда пока руководствуются методическими рекомендациями ПФР, выпущенными в 2002 году**. Таким образом, при проверке Пенсионного фонда работодатель должен быть готов к ревизии, охватывающей и уплату взносов, и правильность оформления необходимых документов.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования будут проводить совместные проверки работодателей и должны ежегодно составлять совместные планы их проведения (п. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Камеральные и выездные проверки

Камеральные проверки посвящены ревизии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, но в ходе такой проверки могут исследоваться и документы персонифицированного учета работодателя. Камеральные проверки проводятся без специального разрешения руководителя территориального органа ПФР и без выезда проверяющих в компанию – только на основании расчетов и документов страхователя, которые имеются у Пенсионного фонда. О такой проверке организация может даже не знать – акт*** о ней составляется, только если в документах компании будут обнаружены ошибки или противоречия, свидетельствующие о нарушении законодательства (ст. 34 Закона № 212-ФЗ). До составления акта проверяющие в письменной форме сообщат работодателю о недочетах, а он должен будет в течение пяти дней исправить ошибки или дать по ним пояснение. Камеральная проверка расчета по страховым взносам может проводиться в течение трех месяцев с момента представления этого расчета (п. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Выездная проверка проводится на территории организации.

Организация включается в план выездных проверок, если с момента последней такой же проверки прошло не менее трех лет (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Если камеральная проверка в большей степени касается данных бухгалтерского учета, при выездной проверке исследованию подвергаются также многие документы кадровой службы организации (перечислены в таблице на стр. 43). Специалисты территориального органа ПФР рассматривают их в рамках общей ревизии, чтобы оценить достоверность сведений о трудовом стаже и зарплате персонала, которые представляет работодатель (п. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Примерный перечень документов, которые может потребовать Пенсионный фонд при проверке*

Для выявления работников, имеющих и не имеющих страховые пенсионные свидетельства

Для проверки сведений о стаже работников

Для проверки индивидуальных сведений о выплатах, начисленных работникам

– список внештатных работников;

– список сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

– информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников;

– договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);

– приказы (о приеме на работу, прекращении трудового договора)

– Приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора;

– табели учета рабочего времени;

– акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы;

– документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;

– списки сотрудников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

– трудовые книжки работников

– Расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;

– лицевые счета работников;

– личные карточки налогоплательщика

По продолжительности выездная проверка не должна превышать двух месяцев (если проверяют филиал или представительство компании – одного месяца). Основанием для такой проверки является решение руководителя отделения ПФР по месту нахождения организации, которую будут инспектировать. Рассмотрим правила выездной проверки подробнее.

Как проходит выездная проверка

Закон не обязывает проверяющих Пенсионного фонда сообщать работодателям о планируемой ревизии, поэтому выездная проверка вполне может стать для компании неожиданностью. Чтобы вы могли удостовериться в полномочиях контролеров, сначала они должны предъявить вам решение о проведении проверки и свои служебные удостоверения (ст. 36 Закона № 212-ФЗ). Затем проверяющие, как правило, вручают уполномоченному лицу работодателя – обычно генеральному директору или главному бухгалтеру – письменное требование о представлении документов, где перечислены все бумаги, нужные для проверки. Их надо передать проверяющим в виде копий, которые заверил генеральный директор, его заместитель или другой уполномоченный сотрудник. Если это необходимо, у вас могут попросить и подлинники. На подготовку всех бумаг работодателю отводится 10 дней со дня вручения требования (п. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Как правило, всегда просят предъявить учредительные документы компании (устав). Другие бумаги, которые могут понадобиться специалистам ПФР, представлены в таблице на стр. 43.

Если по каким-то причинам вы не можете представить документы в 10-дневный срок, следует сообщить об этом проверяющим письменно и с указа¬нием обстоятельств – тогда срок может быть продлен (п. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

В течение двух месяцев проверяющие будут тщательно исследовать ваши документы и расчеты, сверяя их со своими данными. Заметим, что специалисты фонда имеют право проверять работу организации только за три календарных года, предшествующих году проверки (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При необходимости выездная проверка приостанавливается на срок до шести, а в отдельных случаях до девяти месяцев. Такое решение принимает руководитель отделения ПФР, назначивший ревизию. Например, это может понадобиться, если работодатель не успевает в краткие сроки собрать все нужные документы.

Если при оценке пенсионных прав сотрудников в крупной компании их индивидуальные сведения вызовут сомнения, то проверка может проводиться сплошным порядком (п. 7 Методических рекомендаций ПФР).

Что проверяют в отделе кадров

Большой блок выездной проверки ПФР – ревизия данных о стаже и заработке сотрудников – проходит в кадровой службе организации. Если персонал вашей компании составляет не более 30 человек, то индивидуальные сведения будут проверять по всем работникам. В организациях с большей численностью персонала ревизия может быть выборочной – проверяются не менее 7 процентов от общего числа работающих. Причем выборка должна включать все категории работников организации (руководители, специалисты, рабочие) со всеми видами заработной платы (повременная, в процентах от выручки, долях от прибыли, на основе тарифных ставок и т. д).

Сначала проверяют индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию или достигающих пенсионного возраста в течение ближайших двух лет, причем особое внимание уделяют тем, кто имеет право на льготную пенсию. Затем проверяющие изучают сведения об остальных сотрудниках. После того как по спискам работников будет установлена их фактическая численность на момент проверки, специалисты ПФР приступят к выяснению, у кого из сотрудников есть пенсионные свидетельства, а кто не имеет этого документа. Для этого они изучат штатное расписание, приказы о приеме и увольнении, трудовые и гражданско-правовые договоры, а в итоге составят списки работников, имеющих и не имеющих страховые свидетельства.

Чтобы проверить сведения о трудовом стаже персонала, сотрудники пенсионного фонда рассмотрят первичные документы по учету кадров – приказы о приеме, переводе и увольнении, штатное расписание, график отпусков, личные карточки, табели учета рабочего времени, а также трудовые книжки. Если в организации есть работники, у которых идет специальный стаж (например, педагогический, медицинский, за вредные условия труда), проверяющие обратят внимание на правильный подсчет и оформление именно этого стажа. Результаты проверки сведений о стаже и заработке персонала будут отражены в общем акте проверки ПФР.

Комментарий бухгалтера

Ирина ВОЛЧУГОВА, бухгалтер ООО «Ново-Строй» (г. Иркутск):

– Расчет в Пенсионный фонд по начисленным и уплаченным страховым взносам с 1 января 2010 года организации готовят по новой форме – РСВ-1 ПФР*. В этом расчете отражаются взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Поскольку расчет основывается на данных бухгалтерского учета, его готовит бухгалтерия. О том, как заполнять форму расчета, подскажет рекомендуемый порядок, который размещен на сайте Пенсионного фонда (www.pfrf.ru) в разделе «Работодателям». Представлять расчет в ПФР нужно ежеквартально, до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Первый раз мы сдавали такой отчет до 1 мая 2010 года (за I квартал 2010 г.). Следующий предстоит подготовить и представить в ПФР до 2 августа (1-е число – выходной). В эти же сроки кадровики должны сдать и отчетность по персонифицированному учету за первое полугодие 2010 года**. По новым правилам в этом году два отчетных периода для представления сведений персонифицированного учета: полугодие и календарный год. Сведения по итогам 2010 года нужно представить в ПФР до 1 февраля 2011 года.

* Утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н.

** Часть 12 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

Последствия проверки

Сразу после того как выездная проверка будет завершена, контролеры напишут справку о проведенной проверке. Затем им дается два месяца на то, чтобы составить акт проверки. Его должны подписать как проверяющие, так и уполномоченный сотрудник организации, которую инспектировали. Если он откажется подписать акт, на документе сделают соответствующую отметку. В течение пяти дней после подписания акта его должны вручить под роспись уполномоченному сотруднику проверяемой организации.

Решение о привлечении к ответственности по результатам проверки ПФР вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его работодателю (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Работодатель может и не согласиться с выводами проверяющих, которые зафиксированы в акте. Тогда он вправе написать возражения и в течение 15 дней со дня получения акта представить их в отделение Пенсионного фонда, которое проводило проверку. Лучше будет, если к возражениям приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность выводов и претензий плательщика страховых взносов (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Когда истечет срок на обжалование акта, руководитель отделения ПФР в течение 10 дней вынесет решение по результатам проверки и установит, есть ли в действиях работодателя признаки правонарушений. Если они имеются, фонд может привлечь организацию к ответственности. В решении руководителя ПФР указывается размер выявленной недоимки и пеней, а также штраф, который организация должна будет уплатить в Пенсионный фонд (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

* Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

* Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (утверждены постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г. № 11п).

** Формы документов, которые составляются при проверке ПФР, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов».

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/240380.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн