Основные черты римского частного права

3.Национальное римское право (ius Quiritium) и право народов (ius gentium), их соотношение. Бесплатная юридическая консультация: Национальное римское право (ius Quiritium)Древнейшее.

3.Национальное римское право (ius Quiritium) и право народов (ius gentium), их соотношение.


Бесплатная юридическая консультация:

Национальное римское право (ius Quiritium)Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени квиритов (ius Quiritium).

Оглавление:

Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи (dominium ex iure Quiritium — собственность по квиритскому праву). Эта система права позднее получила название цивильного права (ius civile), подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства-города (civitas). Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности. Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. В более широком смысле цивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах. К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов эпохи принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древнейшей части римского права.

(Так как у римских граждан существует двойная собственность (ведь раб признается чьей-либо собственностью или по принадлежности к имуществу, или по квиритскому праву, или по обоим основаниям), то мы говорим, что раб находится во власти собственника, если он состоит в его имуществе, хотя одновременно он не является его квиритской собственностью, так как кто имеет на раба голое квиритское право, тот больше не считается имеющим власть (над ним).)

Право народов (ius gentium).Цивильное право противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе — праву народов. Эта система представляет самое оригинальное явление в римском праве. Цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в римскую общину считались, как указано выше (п. 2), врагами и не пользовались защитой.С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т. д.) и за неримлянами.На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium. В итоге исторического развития эта системавключила в себя разные элементы. К понятию права народов относилосьдревнее право,регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак(conu-bium) иправа торговли(commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например, свободные от формализма сделки обмена.

Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи. Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой — национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы ius gentium применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Последний в некоторых случаях применяет нормы ius gentium к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений. Когда претор признавал данное притязание подлежащим защите, но это притязание не могло быть основано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах (in factum conceptae), в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. Ius gentium соответствовало сложной стадии организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и мало подвижному, право народов лучше и быстрее приспособляется к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, в частности, торговых отношений, в которых участвовали и римляне и представители других народностей, ius gentium является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства. В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы.К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium).Затем к немуотносилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.Право народов служило разрешением споров между иностранцами и римлянами, но так и осталось частью единого римского правового комплекса. Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой — национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы ius gentium применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium и работал в постоянном соприкосновении с городским претором.


Бесплатная юридическая консультация:

4.Значение римского права для современной юриспруденции. Влияние римского права на развитие законодательства и правовой мысли нашего общества трудно переоценить.Понятийно-категориальный аппарат, институты частного права Римского государства явились необходимой базой, моделью, определившей довольно стремительное и плодотворное дальнейшее развитие гражданско-правовой системы европейских стран в целом.

Римское право занимало в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Зародилось оно в далекой глубине времени — тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории. Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем.Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким—либо римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций.

Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга:—«durch das römische Recht, aber über dasselbe hinaus» — «через римское право, но вперед, дальше его». Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание ко благу и правде в человеческих отношениях—такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей.


Бесплатная юридическая консультация:

Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем Историческом обозрении римского права писал, что он с недоверчивостью принимается за изображение предмета, глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собой обширные книгохранилища. (1) Но несмотря на широкомасштабность многовекового процесса изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей день. Значение римского права проявилось и проявляется до сих пор в самом явлении его рецепции во всем мире. По меткому выражению Э.Гиббона, законам Римской империи доныне повинуются многие народы, никогда не зависевшие от нее.

Источник: http://studfiles.net/preview//

Основные черты римского частного права

На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности отметить два правовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества:

1. Институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.

2. Институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века новой эры, и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора.


Бесплатная юридическая консультация:

К началу новой эры в Римском государстве исчезли пережитки первобытнообщинного строя и проявления семейной общности имущества. Постепенно римское частное право приобретает черты индивидуализма и свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. Субъект собственности самостоятельно выступает в обороте и единолично несет ответственность за свои действия. Индивидуализм определяется тем, что домохозяин или рабовладелец ведет хозяйство и сталкивается на рынке с другими такими же хозяевами.

Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.

Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.

Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять либо не предъявлять иск.

Диспозитивные (условно-обязательные) нормы действовали тогда, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оставил после себя завещание, государство заполняло этот пробел. С помощью диспозитивной нормы оно определяло, кому и как переходит имущество умершего (наступало наследование по закону).


Бесплатная юридическая консультация:

Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм.

Таким образом, отличительными признаками частного римского права являются:

· ясность построения и аргументации;

· конкретность и практичность права;

· соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.


Бесплатная юридическая консультация:

4. Источники римского частного права.

Источники римского права– формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Виды источников римского права:

1) обычное право — совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять в жизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

2) законы (leges) — основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);


Бесплатная юридическая консультация:

б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta);

в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta);

3) плебисциты — законы, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате.

Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

Бесплатная юридическая консультация:

Источники римского права:

1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

2) Законы XII таблиц — свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, о долговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий;

3) кодификация императора Юстиниана — Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.


Бесплатная юридическая консультация:

5. Деятельность римских юристов как источник частного права.Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.

В период республики деятельность юристов сводилась к:

– консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa);

– даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere);

– руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).


Бесплатная юридическая консультация:

Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц. Комментарии состоят из трех частей:

– образец исковой формулы.

Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила.

Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства.Наиболее авторитетными и известными стали «Фрагменты»Ульпиана,правоведа и администратора III в. н. э., «Сентенции»Юлия Павла(III в. н. э.), а также учебное руководство для начинающих или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьиГая(II в. н. э.) «Институции», получившее особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права.

Первые республиканские юристы – основатели цивильного права. К ним относятся: Марк Манилий, Марк Юний Брут, Публий Муций Сцевола, Цицерон(красноречивейший из юрисконсультов). Деятельность римских юристов достигла расцвета в период принципата – классический период. В классическую эпоху частное право достигло наивысшего развития.


Бесплатная юридическая консультация:

В эпоху республики юристы толковали закон буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя. «Знать законы – это не значит держаться за их слова, но понимать их смысл и значение» (юрист Цельд).Классические юристы отошли от старого толкования, а новые толкования были направлены на отыскание справедливости.

Источник: http://megalektsii.ru/s59597t7.html

Понятие и основные черты римского частного права.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Римское право – это система рабовладельческого права древнего Рима, включающая в себя частное право» (ius privatum) и публичное право (ius publicum), существовало в Римском государстве от основания Рима 753 г. до н.э. и до смерти императора Юстиниана 565 г. н.э.. Источником всего частного и публичного права в Риме были законы 12 таблиц. Под публичным правом следует понимать нормы непосредственно охраняющие интересы государства, определяющие его правовое положение, а так же положение государственных органов. Так как публичное право регулировало властные отношения, его положения не могли быть изменены соглашением частных лиц. Нормы публичного права носили императивный характер, содержали властные предписания, отступления от которых не допускались.

Частное же право – это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. Оно регулировало в основном имущественные отношения, основывалось на равенстве сторон, и его положения могли быть изменены участниками обязательств. В область частного права входят семейные отношения, собственность, наследование, обязательства. Регулирующая деятельность государства в частном праве была ограничена.


Бесплатная юридическая консультация:

Римское частное право подразделялось на цивильное право (ius civile), квиритское, для римских граждан, и на право народов (ius gentum) для перегринов и чужеземцев.

Основные характерные черты:

  • Право рабовладельческого государства, т.е. регулирует права и обязанности свободных граждан.
  • Право развивалось на основе деятельности юристов и судебной практики. На законодательную деятельность влиял судебный прецедент. Право толковать закон император даровал выдающимся юристам (60чел). Преторы – толкователи права.
  • Право собственности, имущественные отношения. На них строилось право, и из них проистекали права и обязанности граждан.

Принципы развития РП:

  • Консерватизм – право строилось на почве уже существующего права.
  • Прогрессивность – юристы старые нормы приспосабливали к новым условиям, посредством их толкования.
  • Право было универсальным. Свобода права от национальных, религиозных, территориальных характеристик.
  • Право было детализировано, и юридическая техника была на высоком уровне.

Источник: http://students-library.com/library/read/74211-ponatie-i-osnovnye-certy-rimskogo-castnogo-prava

Основные черты римского частного права

Понятие частного права. Мы говорим о римском частном праве, и потому необходимо выяснить, что понималось в Риме под частным правом.


Бесплатная юридическая консультация:

В Риме еще в древние времена различались две отрасли права — публичное и частное право, ius publicum и ius privatum. Тит Ливий (I в. н.э.), очевидно, пользуясь уже сложившейся терминологией, говорит, что законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права.

Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает Ульпиан:

Publicum ius est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singulorum utilitatem (D. 1.1.1.2.). — Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое [относится] к пользе отдельных лиц.

С точки зрения этого определения, кладущего в основу деления содержание нормы, т. е. различие в охраняемых правом интересах, под публичным правом следует понимать те нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов (термин ius наряду со своим основным значением «право», «правомочие» и другими значениями, часто употребляется в смысле «нормы права»). Сюда относятся: строй государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, акты, выражающие властвование государства (наказание преступников, взимание налогов и т. п.). Ульпиан (в цитированном фрагменте) указывает, что в состав публичного права входят «святыни, жрецы, магистраты» (in sacris, in sacerdotibus, in magistratibus consistit). Но этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле вообще норм, имеющих безусловно обязательную силу и не могущих быть измененными путем соглашений частных лиц. Частное же право — это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. В область частного права входят семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т. п.

Частное право противополагается публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, т. е. глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев: человек волен защищать или не защищать свою собственность, волен предъявить иск или не предъявлять иска; содержание договора определяется соглашением сторон, — и договор защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения договора. Еще законам XII таблиц приписывается выражение: cum nexumfaciet mancipiumque uti lingua nuncupassit ita ius esto — когда лицо совершает договор займа или приобретает собственность, то его словесные распоряжения да будут правом. Но эта частная автономия имеет свои пределы, определяемые публичным правом. Нормы публичного права должны быть соблюдаемы при всех условиях и не могут быть изменены отдельными лицами. Применительно к соглашениям об этом говорит Папиниан: Ius publicum privatorum pactis mutari non potest — публичное право не может быть изменено соглашениями частных лиц (D. 2.14. 38). Вообще характер норм публичного права имели нормы, защищавшие интересы класса рабовладельцев в целом.


Бесплатная юридическая консультация:

В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде буржуазных государств, в особенности там, где имеется различение гражданского и торгового права. В этих государствах (например, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское право, б) торговое право.

В область гражданского права входят нормы, регулирующие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и некоторые личные права (подробности в курсе иностранного гражданского права), а в область торгового права — нормы, регулирующие специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки. В государствах, где нет особого торгового права, говорят обычно просто о гражданском праве.

Во избежание недоразумений отметим, что Рим не знал термина «гражданское право» в указанном выше значении. Римский термин ius civile имел ряд значений. В особенности он означал: а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противополагалось преторскому праву; б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле ius civile противополагалось ius gentium и ius naturale.

Рим был государством рабовладельческим. Классу рабовладельцев противостоял класс рабов. Раб был вещью, находившейся в собственности господина, и никаких прав не имел. Права предоставлялись лишь свободным людям, и одной из основных задач римского частного права являлось закрепление за рабовладельцами неограниченной возможности эксплуатировать рабов. Коренное противоположение свободных и рабов, бесправие рабов являлось важнейшим принципом римского частного права, проходящим через всю его историю.

Но не все и свободные люди являлись, в особенности в древнейший период Рима субъектами частного права. Первоначально полноправными людьми признавались лишь римские граждане. Все, не входившие в римскую общину, рассматривались в принципе как бесправные. Они считались «врагами» (hostes), которые не пользовались никакой защитой, которые могли быть уничтожены или обращены в рабство. Такое положение характерно для замкнутого хозяйства древней общины. Лишь развитие производства и обмена, расширение торговли с соседними государствами влекло за собой, и притом весьма постепенно, расширение круга лиц, являвшихся субъектами частного права в римском государстве.


Бесплатная юридическая консультация:

Этот процесс шел двумя путями. С одной стороны, по мере роста территории римской державы и завоевания соседних государств, происходило включение в римское государство ряда чужеземных общин; тем самым непрерывно увеличивалось количество римских граждан. К началу н.э. римская империя включала в свой состав самые разнообразные муниципии, колонии, общины, провинции. Римское гражданство потеряло свои прежние, узко национальные, черты. С другой стороны, развитие торговли с другими народами вызвало необходимость признания и за купцами других стран основных частных прав, которые необходимы для торговогооборота: права собственности, права вступать в договоры и требовать исполнения договора путем судебного иска и т. п. Это предоставление прав чужакам достигалось главным образом не путем распространения на неримлян норм, исконно регламентировавших частные права римских граждан, но путем выработки претором для взаимоотношений римлян и неримлян (перегринов) и неримлян между собой, особой системы частного права — «права народов» (ius gentium).

Ius gentium являлось неоднородным по своему составу: оно включало в себя как нормы, взятые из исконного римского права, так и нормы, заимствованные из права других народов (в частности — из греческого права) и доказавшие свою жизненность, свою пригодность для регулирования оборота. Можно сказать, что ius gentium вмещало в себя все значительное, что выработал античный мир в области правовых институтов, связанных с торговлей. Так создавался дуализм исконного римского права (цивильного права) и права народов, кончившийся победой iusgentium над исконным национальным римским правом (это произошло в первые века н.э. — подробности см. п. 12). Создание ius gentium, приспособленного для взаимоотношений купцов различных стран, явилось одним из обстоятельств, содействовавших рецепции римского права (п. 6) и обеспечило римскому частному праву его место в истории.

Изложенные обстоятельства привели к выработке юридического принципа, лежавшего в основе всего римского частного права и являвшегося в свое время огромным шагом вперед: появилось (хотя и с рядом ограничений) начало формального равенства в области частного права всех свободных лиц.

Источник: http://studwood.ru/804552/pravo/osnovnye_cherty_rimskogo_chastnogo_prava

Основные черты римского права

Римское право составляет основу подготовки современных юристов и потому подробно изучается в рамках специального учебного курса. Поэтому в рамках истории государства и права зарубежных стран кратко рассматриваются только его принципиальные моменты.


Бесплатная юридическая консультация:

Римское право представляло собой самую развитую и передовую для своего времени правовую систему. Оно складывалось постепенно и в дальнейшем оказало значительное влияние на формирование так называемой романо-германской правовой семьи.

Римское право неоднородно. Изначально его нормы применялись только для граждан Рима — квиритов, — и потому получило название квиритского права. Позднее римские судьи стали разбирать дела покоренных народов на окраинах империи. Так возникло право народов. Наряду с этим развивалось так называемое преторское право, создаваемое на основе преторских эдиктов.

В истории римского права выделяют три основных периода.

  • 1. Древнее римское право (середина VIII в. до н.э. — середина III в. до н.э.).
  • 2. Классическое римское право (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.).
  • 3. Постклассическое римское право (конец III в. н.э. — середина VI в. н.э.).

Важным этапом в процессе создания основ римского права послужили легендарные Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 децемвиров в середине V в. до н.э. (451—450). Свое название эти законы получили потому, что были написаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима и его политическом центре — Форуме.

Важной особенностью Законов XII таблиц стал строгий формализм. Малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой немедленный проигрыш дела.


Бесплатная юридическая консультация:

Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, а также устанавливали нормы, относившиеся к сфере уголовных преступлений.

Начиная с IV—III вв. до н.э., Законы XII таблиц стали дополняться новым источником римского права — преторскими эдиктами, которые отражали новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена и т.д.

Важным источником римского права стал Свод законов Юстиниана, который состоял из трех составных частей: Институций, Дигестов, Кодекса. Впоследствии Кодекс был дополнен Новеллами. Это источник не только римского, но и Византийского права, так как он был составлен в Восточной Римской империи.

Институции — это фактически учебник права, излагающий его основы в простой и сжатой форме. Дигесты — это фрагменты из сочинений сорока виднейших римских юристов, включающие в себя выдержки из древних законов.

В Риме впервые было обосновано деление права на частное и публичное. Это сделал римский юрист Ульпиан. Под публичным правом он понимал все, что относится к интересам римского государства, а под частным все, что относится к интересам отдельных граждан. Такое деление сохранилось до сих пор в странах романо-германской правовой семьи.


Бесплатная юридическая консультация:

Правоспособность населения в римском праве определялась наличием трех составных элементов: состоянием свободы, состоянием гражданства, семейное состоянием. Соответственно, в зависимости от наличия данных элементов различались:

  • 1) свободные и рабы;
  • 2) римские граждане и неграждане (латины, перегрины);
  • 3) самостоятельные отцы семейств и подвластные отцам семейств.

Рабы не относились к субъектам права, они считались вещью, необходимой в хозяйстве.

По общему правилу рабы не признавались самостоятельными субъектами гражданского права, не обладали правоспособностью, не могли обладать ни личными, ни имущественными правами. Как правило, они выступали в качестве объекта правоотношений. Своего раба можно было продать и даже убить.

С позиции права раб не мог жениться, иметь семью, его потомство было вне закона, но на практике он мог сожительствовать, образовав длительный фактический союз.

Раб мог совершать определенные юридические действия, идущие на пользу его хозяину. Нередки были случаи выделения рабу определенного имущества в управление (peculium). В этом случае ответственность по сделкам возлагалась на господина, которому в то же время пекулий был выгоден, так как давал возможность использовать предпринимательские способности раба.

Рабство устанавливалось следующими способами:


Бесплатная юридическая консультация:

  • ? рождением от матери-рабыни;
  • ? взятием в плен;
  • ? продажей в рабство;
  • ? осуждением на смертную казнь.
Из числа свободных лиц имели ограниченную дееспособность несовершеннолетние, душевнобольные, расточители, женщины.

В брачно-семейном праве Рима различались агнатское и когнат- ское родство.

Когнатским называлось кровное родство. Агнатское родство было родством гражданским. В его основе находилась отеческая власть домовладыки, общность семьи. В республиканский период все семейные права, в том числе право наследования, основывались на агнатском родстве.

Для заключения брака требовалось достижение минимального возраста (14 лет для мужчин и 12 для женщин), согласие обеих сторон и согласие домовладыки, отсутствие родства между женихом и невестой и уже заключенного брака.

Гражданское римское право было построено на основе права собственности. Среди объектов этого права особое место занимала земля. Земля, рабы и скот как средства производства относились к вещам манципируемым, отчуждение которых требовало особого обряда — манципации. Остальные вещи были неманципи- руемые и отчуждались путем простой традиции.

Наряду с правом собственности в римском праве были широко распространены права на пользование чужими вещами — сервитуты.


Бесплатная юридическая консультация:

Распространенной формой сервитута был предиальный сервитут.

Предиальный сервитут, будучи раз установлен (в пользу какого-нибудь поземельного участка), принадлежал каждому данному лицу как собственнику этого участка и переходил из рук в руки с переходом самой собственности. Точно так же предметом сервитута служил участок, к которому он относился, а не лицо собственника. Сельские сервитуты были известны еще во время Законов XII таблиц. Они относились обыкновенно к праву пользования дорожными путями и водою, к праву водопровода. Иногда для удобства владельцев, имеющих право дорожного сервитута и обязанных этим правом, производился отвод определенной полосы земли, например, для проселочный дороги устанавливалась ширина в 8 футов, а при поворотах — в 16 футов. Этот отвод совершал посредник, обыкновенно из землемеров.

Помимо предиальных предусматривались и личные сервитуты, например, право проживания в чужом доме.

Среди личных сервитутов можно выделить узуфрукт — право пользования чужой непотребляемой вещью без присвоения ее плодов.

Активно развивалось в римском частном праве понятие залога.

В римском праве основу залогового права составляло право субъекта залогового права при неудовлетворении обязательства, в обеспечение которого было установлено залоговое право, требовать заложенную вещь из рук любого третьего лица, чтобы продать ее и из вырученной суммы удовлетворить свои требования по неисполненному обязательству предпочтительно перед всеми иными взыскателями.

Старейшей формой залога в римском праве считается фидуция. При фидуции должник, заключая сделку займа, передавал в обеспечение долга кредитору вещь. Кредитор давал обещание вернуть эту вещь после исполнения должником соответствующего обязательства. Если эта вещь оказывалась у третьих лиц, то должник уже не мог требовать ее возвращения, и это ставило его в весьма невыгодное положение.

Лучше положение должника было при второй форме залога, которая называлась пигнус. При пигнусе кредитор получал заложенную вещь во владение, а не в собственность как при фидуции, и не мог предъявить иска к должнику, если заложенная вещь оказывалась у третьего лица. Кредитор не имел права оставлять полученный залог у себя и мог продать имущество только в случае невыполнения взятых должником обязательств, возвращая ему разницу между продажной ценой и остатком долга.

С современных позиций ни фидуция, ни пигнус не представляли собой полноценного залогового права. В первом случае имела место утрата права собственности, во втором была утрата владения, а точнее держания, пользующегося владельческой защитой. Обе эти формы залога были экономически невыгодны для должника, поскольку полностью лишали его господства над предметом залога и возможности пользоваться этим предметом.

Развивалась в римском праве и такая известная современному праву форма залога, как ипотека. Становление ипотеки как особой формы залога произошло не сразу, но постепенно ее правовое развитие пошло дальше, чем в Древней Греции. Это было связано с аграрным характером экономики Древнего Рима, в отличие от Греции, главным источником богатства для которой выступали торговля, мореплавание. Земля в Риме представляла относительно большую по сравнению с Грецией ценность, и потому принцип частной собственности на землю получил более основательное правовое оформление.

Наряду с развитым гражданским правом в Риме существовало право уголовное, сохранявшее некоторые архаические черты. Правосудие над убийцами вершили родственники убитого. Формы наказания отличались жестокостью, иногда применялся и принцип талиона.

Защитить свои права, в том числе право собственности, можно было в суде. Однако в суд могли обращаться только полноправные римские граждане. Если негражданин хотел обратиться в суд, он находил себе покровителя их числа полноправных римских граждан. Этот покровитель, называвшийся патроном, вел за своего доверителя, называвшегося клиентом, судебное дело.

Можно выделить несколько форм судебного процесса в Древнем Риме. Важной формой судебного процесса в Древнем Риме был так называемый легисакционный процесс.

Форма судопроизводства, известная под названием legis astio sacramenti, выражалась так: тяжущиеся стороны предоставляли суду залог, соответственный величине иска, который от проигравшей стороны поступал в пользу храма, а впоследствии в казну на религиозные расходы. Приговор понтифа выражался в виде мнения и суд был первоначально судом третейским. С развитием государственной власти военная власть, в целях внутреннего спокойствия и уничтожения самоуправства, принуждает тяжущихся во всех случаях прибегать к разбирательству пред судом. Государственная власть, вступив в область правосудия, приняла участие не только в исполнении решения понтифов, но в самом отправлении правосудия членами магистрата: консулами, трибунами с консульскою властью, в особенности (с 366 г. до н.э.) городскими преторами. Форма судопроизводства sacramenti в позднейшем виде выражалась следующим образом. Процесс начинался с того, что обе стороны являлись к претору, вооруженные прутьями, доставляли вещь в суд и по очереди схватывали вещь, произнося торжественно формулу о принадлежности вещи и касаясь ее прутьями. Если спор шел о недвижимости, то наложение руки заменялось тем, что стороны старались выгнать друг друга из спорных владений. С расширением римской территории, соблюдение этого обряда представляло затруднение для претора и тяжущихся, поэтому было установлено (по явке в суд) приглашение отправиться к спорному предмету. За изображением борьбы следовало торжественное приказание магистрата о восстановлении мира. Стороны повиновались и продолжали судоговорение, если не достигалось соглашения, то стороны вызывали друг друга на представление залога. Когда оканчивалось разбирательство пред магистратом (in iure) и магистрат передавал дело обыкновенному судье (in indicium), тогда происходил акт, известный под названием контестации тяжбы (letis contestatio). Контестация тяжбы была торжественным актом, который совершался пред свидетелями, им обязывались тяжущиеся подчиняться судебному решению, имеющему быть постановленным судьею, на основании вышеизложенного. Таким образом, понтиф или судья, назначенный магистратурой, судил по тому, что сами стороны отдавали свое дело на его суд.

Вторым видом процесса был формулярный, который отличался от легисакционного упрощением судебной процедуры. На первой стадии этого процесса претор составлял формулу, в которой излагал существо дела и устанавливал его юридическую основу. На второй стадии судья рассматривал дело, руководствуясь этой формулой.

При более позднем экстраординарном процессе исчезает деление его на две стадии. Сам процесс становится непубличным и платным. Главную роль играет магистрат.

В период Средневековья римское право, его основные положения и принципы были восприняты в ряде европейских государств, в первую очередь во Франции и в Германии. Это послужило основой для формирования так называемой романо-германской правовой семьи. Сегодня многие термины и институты, пришедшие из римского права, используются в гражданском праве России и ряда других стран.

Источник: http://bstudy.net/678226/pravo/osnovnye_cherty_rimskogo_prava

Основные черты римского права

Определим основные черты римского права, которые формируют его специфику.

В истории развития общества отсутствует иная система частного права, которая достигла такой детализации и высокого уровня юридической формы и техники, как римское частное право.

Необходимо выделить два правовых института, имевших в Риме подробную регламентацию, которые играли особую роль для хозяйственного оборота Рима и закрепления эксплуатации рабов верхушкой рабовладельческого общества.

Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, который оформился по причине необходимости установить в максимальном объеме права рабовладельцев на землю и рабов, предоставить купцам реальную возможность распоряжаться товарами.

Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, который достиг своего максимального развития в Риме в начале новой эры, сделал необходимым разработку разных типов договорных отношений с различными чертами, детальнейшую формулировку прав и обязанностей контрагентов на базе твердости договора.

К началу новой эры в Римском государстве были устранены черты первобытнообщинного строя и семейной общности имущества. В результате римское частное право постепенно приобретает черты индивидуализма и свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения.

Субъект собственности самостоятельно участвует в обороте и лично несет ответственность за свои действия. Индивидуализм характеризуется чертой, согласно которой домохозяин или рабовладелец руководит хозяйством и имеет дело на рынке с другими хозяевами.

Последовательная реализация подобных начал, которые имели большую значимость для господствующего класса в обществе, основанном на эксплуатации, сочеталась в Риме с достаточно высоким уровнем форм представления юридических норм.

Таким образом, к отличительным чертам частного римского права следует отнести: ясность построения и аргументации, точность и четкость формулировок, конкретность и практичность права, соответствие всех юридических норм интересам господствующего класса.

Источник: http://lecu.ru/rimskoe-pravo/2-osnovnye-cherty-rimskogo-prava

1. Понятие и основные черты римского частного права (РЧП), периодизация его истории.

Понятие частного права. Мы говорим о римском частном праве, и потому необходимо выяснить, что понималось в Риме под частным правом. В Риме еще в древние времена различались две отрасли права — публичное и частное право, ius publicum и ius privatum.

Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает Ульпиан: публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое [относится] к пользе отдельных лиц.

Частное право противополагается публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, т. е. глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев: человек волен защищать или не защищать свою собственность, волен предъявить иск или не предъявлять иска; содержание договора определяется соглашением сторон, — и договор защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения договора

Во избежание недоразумений отметим, что Рим не знал термина «гражданское право» в указанном выше значении. Римский термин ius civile имел ряд значений. В особенности он означал: а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противополагалось преторскому праву; б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле ius civile противополагалось ius gentium и ius naturale. Рим был государством рабовладельческим. Классу рабовладельцев противостоял класс рабов. Раб был вещью, находившейся в собственности господина, и никаких прав не имел. Права предоставлялись лишь свободным людям, и одной из основных задач римского частного права являлось закрепление за рабовладельцами неограниченной возможности эксплуатировать рабов. Коренное противоположение свободных и рабов, бесправие рабов являлось важнейшим принципом римского частного права, проходящим через всю его историю.

Характерные черты РЧП.

1. Казуистичность. Нормы права формулировали через казусы. Претор выносил определенные решения на основе моральных принципов. «Образцовые казусы» — наиболее типичные случаи, трансформировались в общие понятия, затем в юридические правила и институты права (процесс от частного к общему). В постклассическую эпоху наоборот.

2. Дуализм. Одновременное существование нескольких систем права (преторское и цивильное, цивильное и право народа).

3. Повышенная защита интересов собственника. Они имели приоритет над интересами добросовестного приобретателя.

4. Формализм. Действия лиц влекли юридические последствия при соблюдении обрядов (манципация).

5. Традиционализм. Существовавшие нормы не отменялись, а подправлялись новыми системами права (напр. Преторское).

6. тесная связь иска и субъективного права. Иск предопределял наличие субъективного права.

Периодизация римского права:

1) Архаический период (гг. до н. э. ). Источники права: нормы fas (они же религиозные нормы, создатели – коллегия понтификов), leges regiae (законы царей), mores mojorum (обычай предков). 509г. до н. э. – изгнание последнего этрусского царя. Реформа Сервия Тулия (6в. до н. э. ) – разделение населения на основании имущественного ценза на центурии. 5в. до н. э. – формируются патриции и плебеи. Патриции – потомки сенаторов. В 367г. до н. э. – принят закон Лициния Секстия. Во главе города появляется 2 консул (выбирается из плебеев) – баланс сил. Появляется новая административная должность praetor urbanos (городской претор). Он занимался тем, что рассматривал споры граждан Рима.

2) Предклассический период (367-17гг. до н. э. ). Источники права: сохраняется mores mojorum, fas (в меньшей степени), leges (законы, принятые на народных собраниях – плебисцитах), эдикты претора. Судебный процесс: легисакционный процесс legis actiones (основан на нормах законов, цивильного права). Во второй половине 2 века до н. э. появляется формулярный процесс (per formulas). 17г. до н. э. – император Октавиан Август принял закон об отправлении правосудия. Упразднялся легисакционный процесс и оставался только формулярный. В соответствии с законом, юристы получили право давать в письменном виде по запросам участников спора юридические решения (jus respondendi). Лица могли обратиться к юристам, а они уже могли выдавать решения, которые равносильные решениям суда.

3) Классический период (17г. до н. э. – 3в. н. э. ). Источники права: конституции императоров, leges (те, которые не отменили), эдикты преторов (138г. н. э. – издается вечный эдикт в период правления императора Адриана – edictum perpetuum). Все эдикты объединяются в один акт и приводятся в соответствие. Источники права: деятельность юристов (прокулианцы и савинианцы). Создаются Институции Гая.

4) Постклассический период (4-5вв. н. э. ). Застой в римском праве, ничем особенным не выделяется.

5) Юстиниановский период (гг. н. э. ). Corpus Juris Civilis дошел до нас в рукописях 9-10вв.

Италики населяли район Лациум. Существовали трибы (их было 3). Они состояли из курий (их было 30). В состав курий входили роды (их было 300). Государственная власть: во главе государства стоял царь (rex). Совещательный орган (senatus) – 300 человек, представителей родов. Народное собрание – куриатная комиция. Либо одобряли закон, либо нет. Происходило усыновление и оглашение завещаний.

Источник: http://lawbook.online/rimskoe-pravo/ponyatie-osnovnyie-chertyi-rimskogo-chastnogo.html

Понятие и основные черты римского частного права

Римское частное право — это совокупность правовых норм, которые защищают интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. Частное право включает в себя семейные отношения, институты собственности, наследования, обязательств. Частное право предоставляет простор автономии отдельных лиц (глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев), Важнейшим принципом римского частного права являлось бесправие рабов. В Риме су-ществовал рабовладельческий строй. Раб был вещью, собственностью господина, не имел никаких прав. Права были лишь у свободных людей. Система римского частного права закрепляла за рабо-владельцами неограниченную возможность эксплуатации рабов. Римское частное право является предельным выражением индивидуализма (индивидуализм домохозяина, рабовладельца, ведущего хозяйство и сталкивающегося на рынке с другими такими же хозяевами) и наибольшей свободы правого самоопределения имущих слоев населения. Форма выражения юридических норм в Риме была на довольно высоком уровне. Точность формулировок, ясность построения и аргументации, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса — это отличительные признаки римского частного права. Источники римского частного права — это совокупность решений конкретных казусов. Общие положения высказывались на основе рассмотрения конкретного случая.

2.Системы римского частного права.

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время:

  1. квиритское (цивильное) право;
  2. преторское право (ius praetorium);
  3. «право народов» (ius gentium).

нормы квиритского (цивильного) права,. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно римскими гражданами. Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений.

преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

право народовИсконное римское частное право и «право народов» долгое время дополняли друг друга. При этом существенно было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права.

4.Источники римского права.

Источники римского права – это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие обязательное значение. Римскому праву известны следующие виды источников: обычное право, законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов.

Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи – именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. В эпоху принципиата значение обычая, как живого источника права, с большой силой разработано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного).

При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание, разрабатывал проект, который затем принимался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон. Формулировка принятых законов распадалась на три части: надпись, указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызывавшие издание закона; содержание самого закона; санкция, которая содержала гарантии соблюдения закона.

Подавляющее большинство судебных дел в данный период в Риме рассматривалось в частном (гражданском) порядке. С древнейших времен особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стадии судебного производства: «ин юре» (in jure) и «ин юдицио» (in judicio).

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были явиться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог «наложить на него руки», т.е. поступить с ним как с неоплатным должником. У претора истец в торжественной форме заявлял свои претензии к ответчику. В случае, если ответчик соглашался с истцом, процесс завершался на первой стадии. Но, как правило, ответчик также в торжественных выражениях заявлял о своем несогласии. Совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, называлась «легисакцио» (legis actio), а отсюда и сам процесс получил название легисакционного. Было выработано пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них (legis actio per sacramen-tum) заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который терялся проигравшим дело в пользу казны. Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела.

Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители сторон и защитники (адвокаты). Если одна из сторон без уважительных причин не являлась в суд, то проигрывала дело. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

Центральное место в формулярном процессе занимала письменная формула, которую претор давал судье в виде директивы. На ее основании требовалось вынести решение по делу. Путем формул преторами осуществлялось правотворчество; признание права на иск означало признание наличия материального права. Основные части формулы: – интенция (intentio – обвинение), где указывалось имя судьи; излагались исковые требования; указывалось право, на котором истец основывал свои притязания. Начиналась со слов «если выяснится»; – демонстрация (demonstratio), в которой излагался состав дела, его фабула. Она перечисляла юридические факты, которые создали право истца и обязанность ответчика. Начиналась со слова «поскольку»; – кондемнация (condemnatio), в которой судье предоставлялось право осудить или оправдать ответчика. При разделе общего имущества употреблялась adiudicatio – полномочие судьи заменить одно состояние вещных прав другим. То, что указано в кондемнации, имело решающее значение, даже если противоречило интенции. Иногда перед кондемнацией вставлялась оговорка «если вещь не будет реституирована по твоему распоряжению». Невыполнение этого арбитражного распоряжения влекло невыгодные последствия.Стадии формулярного процесса: – in jure – истец излагал свои притязания в любой форме. Претор, выслушав заявление истца и возражения ответчика и признав допустимость иска, составлял письменную формулу, являвшуюся юридическим выражением заявленного истцом притязания и возражений ответчика, и направлял ее в суд; – in judicio – начиналась с изложения сторонами доказательств, поскольку о вопросе, поставленном перед судом, теперь можно было узнать из формулы. Процесс проходил в устной форме при свободной оценке доказательств. Источниками доказательств были показания свидетелей и доказыванию подлежали лишь спорные факты. Бремядоказывания исковых требований распределялось в соответствии с формулой: истец доказывал факты, которыми он обосновывал иск, ответчик – факты, которыми он обосновывал возражения. Решение всегда выносилось в денежном выражении. Исход дела стал целиком зависеть от содержания формулы.

Экстраординарный (extra ordinem), или когниционный, процесс (cognitio extra ordinem) – чрезвычайный порядок рассмотрения судебного спора, который вытекал из непосредственной деятельности претора по осуществлению правовой защиты. Был установлен Конституцией 294 г. как единственная форма процесса. Экстраординарный процесс воспринял принципы прежних форм гражданскогопроцесса: диспози-тивности и состязательности. В экстраординарном процессе судебные функции осуществлялись административными органами: в Риме и Константинополе (в связи с разделением империи на Западную и Восточную) – praefectus urbi (начальником городской полиции), в провинциях – правителем провинции, а по менее важным делам – муниципальными магистратами. Однако нередко императоры принимали судебные дела и к своему личному рассмотрению. Дело рассматривалось указанными лицами вне формулярного процесса. Они же принимали заявление об иске и, назначив день суда, от своего имени вызывали ответчика. Сосредоточившись в руках административных органов, экстраординарный процесс не делился на стадии (in jure и in judicio). Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почетных лиц, которые имели право присутствовать при этом. Если истец не являлся к слушанию дела, оно прекращалось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно. Экстраординарный процесс осуществлялся в письменной форме. Документы имели больший вес по сравнению со свидетельскими показаниями. В экстраординарном процессе участвовали адвокаты.

9.Понятие и виды исков

Иск – средство, посредством которого потерпевший в результате судебного процесса добивался вынесение решения в соответствии с его интересами.

В римском праве выделяются следующие виды исков:

  1. вещный иск – защита вещных прав того или иного лица. Он предъявлялся в отношении любого лица, которое посягнуло на право собственности истца. Защита вещных прав осуществлялась посредством подачи виндика-ционного и негаторного исков;
  2. личные иски – подавались в защиту обязательственного права какого-либо лица. Данные иски получили название личных, так как они предъявлялись против определенного лица или лиц;
  3. иски строгого права – при их рассмотрении судья действовал в соответствии с договором и не принимал во внимание возражения ответчика;
  4. иски, основанные на принципе добросовестности, – при принятии решения судья обладал большими правами и поэтому принимал во внимание возражения ответчика. Судья должен был дополнить действующее право каким-либо положением, которое регулировало бы спорный вопрос, в соответствии со своей совестью и обычаями;
  5. иск по аналогии – применялся в том случае, если в отношении какого-либо действия не было предусмотрено конкретно определенной нормы;
  6. иск с фикцией – предъявлялся, если претор считал, что не предусмотренному в законе отношению необходимо оказать защиту. Для этого претор предписывал в формуле судье представить существование определенных фактов, которые на самом деле не существовали (применить фикцию). С помощью этого приема новое отношение «подгонялось» под один из известных исков;
  7. кондикция – данные иски не содержали всебе основания своего возникновения. Виды кондикций:

а) о возврате похищенного. В данной ситуации собственник мог применить виндикационный иск, но иск о возврате похищенного легче было доказывать. При предъявлении виндикационного иска истец должен доказать, что спорная вещь является его собственностью, а при иске о возврате похищенного требовалось доказать факт кражи вещи; б) при платеже по ошибке, когда лицо, уплатившее определенную денежную сумму или предоставившее вещь, имело право вернуть данную сумму или вещь; в) о возврате предоставления, цель которого не осуществилась. В том случае, если вещь была передана в качестве приданого, но брак заключен не был, собственник при предъявлении кондикционного иска о возврате вещей мог вернуть свою вещь обратно; г) без основания. Для предъявления данного иска было достаточно только факта неосновательного обогащения. Римское право защищало право собственности или обязательственное право постольку, поскольку для этого имелся соответствующий иск, в связи с чем в римском праве было много исков.

10.Субъект права.Понятие лица и правоспособности

Субъекты римского частного права – лица, которые обладают правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Выделяют физические и юридические лица.

Полностью правоспособным физическое лицо по римскому праву признавалось, если обладало всеми тремя статусами. Полная правоспособность в области частного права складывалась из следующих основных элементов: ius conubii (право вступать в законный римский брак); ius commercii (право выступать субъектом вещных и обязательственных правоотношений); testamenti factio (право завещать и наследовать имущество).

Правоспособность возникала у физического лица с момента рождения (однако зачатый, но еще не родившийся плод – постум – мог при определенных обстоятельствах быть признан наследником). Рождением считалось отделение родившегося плода от матери, при этом ребенок должен родиться доношенным и живым и оставаться таковым в течение определенного времени (т.е. выкидыш не признавался правоспособным), иметь человеческий облик.

11.Правовое положение римских граждан

Римский гражданин (civis romanus) – субъект государственной жизни и публичного права.с точки зрения зрения своего правового положения римские граждане делились на две группы: – свободнорожденные – были носителями полной правоспособности; – вольноотпущенники – освобожденные из рабства римским гражданином, подвергавшиеся в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах. Политические права римских граждан: – голосование в народном собрании (jus suffragii); – избрание в магистраты (jus honorum); – служба в римских легионах (militaria). Гражданские права римских граждан: – вступать в римский брак, создавать римскую семью (jus connubii); – быть субъектом всех имущественных правоотношений и соответствующих сделок (jus commercii); – право составлять и быть свидетелем при составлении завещания и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio). В эпоху христианства как господствующей религии римский гражданин обязан был исповедывать только каноническое христианское вероучение.

12.прововое положение рабов

С IV–III вв. основными работниками в Риме были рабы. Они выступали не субъектами, аобъек-тами права.

Выделялись следующие способы установления рабства: плен; рождение от матери-рабыни; осуждение к определенным выдам наказаниям (каторга); совершение отдельных видов преступлений.

На первоначальном этапе развития и становления Рима рабы жили и работали вместе со своими хозяевами и их подвластными.

Со временем рабство получило более широкое распространение. Рабы стали жить отдельно от хозяина, но они не могли иметь в собственности какое-либо имущество и были предметом обязательств. Рабы подвергались жестокой эксплуатации.

Велись многочисленные войны, и, следовательно, росло число рабов. Но, несмотря на это, положение рабов в обществе не улучшалось, они по-прежнему были бесправными.

Рабы не имели семьи. Дети, рожденные рабыней, становились собственностью хозяина. Все вещи, приобретенные рабом путем находки, дарения и прочего, переходили в собственность хозяина. Рабам была предоставлена дееспособность, которую они получали в интересах хозяина. Когда они совершали сделку, то права предоставлялись хозяину, а обязанности возлагались на раба.

Если раб совершал какое-либо правонарушение, то его хозяин выплачивал за него определенную сумму денег или выдавал его потерпевшему. Но любой вред, причинный рабу, предоставлял хозяину право потребовать возмещения ущерба. В первой половине IV в. рабам было разрешено предъявлять иски к рабовладельцам; указывать на то, что хозяин виновен в сокрытии пошлин, подделке монеты. Но положение рабов продолжало оставаться тяжелым.

В соответствии с римским правом существовало три способа освобождения от рабства (манумиссия): освобождение раба в завещании (manumissio teslamenlo), внесение раба в цензовые списки с разрешения владельца (manumissio censu) и фиктивный судебный процесс о свободе (manumissio vindicta). Постепенно основания манумиссии увеличивались.

Поскольку Римская империя не была заинтересована в массовом освобождении рабов, в начале I в. были приняты законы, которые были направлены на ограничения освобождения рабов.

13.Семья.Когнатское и агнатское родство

Семья патриархальная — клан во главе с pater familias, членами семьи могли быть всевозможные родственники. В полном объеме властью обладал только глава семьи — pater familias. Все остальные члены семьи были ему подвластны.

Власть paterfamiliasв древности была неограниченной, единой над всеми, кто находился в доме, древняя власть отца — manus— право жизни и смерти.

Постепенно с развитием экономики, права эта власть ослабевает, делится на несколько направлений:

1. dominium— право собственности над вещами (единственный собственник в доме);

2. dominuca potestas— власть над рабами;

3. patriapotestos—отцовская власть/власть над детьми;

4. manusmariti— власть над женой.

Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме.

1. Агнатское— древний вид родства, по которому родственниками являлись все подвластные pater familias.

2. С развитием права на смену агнатскому приходит когнатскоеродство — это кровная связь лиц, происходящих:

а) один от другого — прямая линия родства;

б) от общего предка — боковая линия родства — сын/дочь — брат/сестра, делятся на 2 вида:

— полнородные — братья и сестры с общими родителями;

а) общий отец — единокровные;

б) общая мать — единоутробные.

Наряду с линиями родства выделялась степень родства.

Степень определялась количеством рождений, на которые сопоставляемые родственники отстояли один от другого

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

Таким образом, можно выделить три формы брака:

  • брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);
  • брак, при ко­тором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом;
  • конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Отцовская власть (patria potestas), первоначально безграничная, постепенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате, причем еще до достижения пожилого возраста.

Способы установления отцовской власти:

1. Рождение ребенка от данных родителей, состоящих в законном браке.

2. Узаконение (отец узаконивает своего сына, рожденного вне брака): 1) последующим браком родителей внебрачного ребенка; 2) путем получения соответствующего императорского рескрипта; 3) путем зачисления незаконного сына в члены муниципального сената, замужества незаконной дочери за членом муниципального сената.

3. Усыновление. Усыновить можно было лицо, находящееся под властью другого домовладыки, либо лицо, не являющееся подвластным.

В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок возникали для домовладыки. В случае совершения подвластным деликта потерпевшему давался ноксальныи иск.

В республиканском праве у подвластных не было своего имущества: все принадлежало домовладыке.

В классический период подвластным детям стали, как и рабам, выделять пекулий (peculium). Помимо пекулия, получаемого от отца, появился институт военного пекулия, т.е. имущества, получаемого сыном на военной службе или в связи с таковой (жалованье, военная добыча). Позже правовой статус пекулия был распространен на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной и иной службе. В период абсолютной монархии за подвластным признали также право собственности на имущество, приобретаемое с материнской стороны.

Основания прекращения отцовской власти:

1. Смерть домовладыки или подвластного.

2. Утрата свободы или гражданства (capitis deminutio maxima или capitis deminutio media) домовладыкой или подвластным.

3. Лишение домовладыки прав отцовской власти (напр., в случае оставления им подвластного без помощи).

4. Приобретение подвластным почетного звания (напр., консула, епископа).

5. Emancipate, т.е. освобождение подвластного из-под власти домовладыки (в форме манципации по цивильному праву или с использованием судебных полномочий претора). Эманципация могла быть отменена в случае неблагодарности бывшего подвластного. В Юстиниановом праве эманципация совершалась: 1) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; 2) заявлением домовладыки, заносившимся в протокол суда; 3) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Владение (possessio) — это прежде всего фактическое и телесное обладание вещью, поэтому в случае владения правами говорят о quasi possessio.

Владение определяется по corpus — телесной связи с вещью и animus possidendi — намерению владеть вещью. Например, безумный или малолетний не могут владеть (и фактически, и юридически) до тех пор, пока они не обретут самосознание и не смогут выразить свою волю, при этом малолетний может начать владеть самостоятельно и без одобрения опекуна, но юридическим такое владение станет только после достижения им совершеннолетия, то есть правоспособности. Таким образом, юридическое владение дополняет фактическое. С другой стороны, отсутствие желания фактического владения вещью влечет утрату права владения (например, если хозяин вещи не противится захвату ее посторонним лицом, то он утрачивает право владения, поскольку налицо перемена в animus possidendi). Владеть можно или лично (possessio suo nomine), или опосредовано (in possessione nomine alieno esse — например, все, что приобретает подвластный, находится во владении его владыки, подвластный, так сказать, «обеспечивает своей службой чужое владение» D.41, 2,18). Держание, хранение, поклажа и тому подобное не являются, вообще говоря, владением.

Различается титульное и беститульное (натуральное) владение. В первом случае для владения имеется юридическое основание (iusta causa), например, владение как приданым, владение в качестве наследника, по давности (usucapio) и т.д. Примером беститульного (или натурального) владения является владение кредитора вещью, данной в реальный залог.

19.Защита права собственности

Основное средство защиты права собственности — rei vindicatio, виндикационный иск. Этот иск представлялся собственнику для истребования вещи, владение которой им утрачено. Таким образом, сторонами в виндикационном процессе являлись: в качестве истца — собственник, не имеющий фактического владения вещью; в качестве ответчика — фактический обладатель вещи, как держатель, так и владелец ее, притом владелец, как недобросовестный, так и добросовестный.

20.Понятие вещи.Классификация вещей

Вещь с их точки зрения—это, несомненно, в первую очередь определенная часть природы—все равно, неживой или живой (включая скот и рабов), изолированной физически и пространственно или неотделимой от других частей природы

21.Виды права собственности

В древнейшем праве собственность имела однородный характер. Однородностью собственности римское право закончило свой путь в законодательстве Юстиниана. В классическую же эпоху, под определяющим влиянием изменений в характере экономических отношений, формы собственности разветвлялись и появлялись новые виды собственности. Однако все эти виды сохраняли свой рабовладельческий характер.

Прежде всего смягчился формализм прежней квиритской собственности и появилась более гибкая преторская собственность. Выделилось вступившее в широкий оборот право собственности перегринов. Наконец, встал вопрос о признании прав частных лиц на провинциальные земли. Этим определяется порядок дальнейшего рассмотрения видов собственности.

Источник: http://studopedia.ru/14_62000_ponyatie-i-osnovnie-cherti-rimskogo-chastnogo-prava.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн