Наследование по законам 12 таблиц

Наследование по законам 12 таблиц Глава 20. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ в римском праве § 82. Наследование ab intestate по законам.

Наследование по законам 12 таблиц

Глава 20. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ в римском праве

§ 82. Наследование ab intestate по законам XII таблиц

246. Постановление XII таблиц. Система наследования старого цивильно­го права определялась положением законов XII таблиц: Si intestate moritur , cui suiis heres non essit , agnatus proximus familiam habeto .

Оглавление:

Si agnatus nec essit , gen ­ tiles familiam habento .

247. Heredes sui . Это положение устанавливало три разряда наследников. Первый разряд составляли sui heredes , т. е. лица, непосредственно находив­шиеся in patria potestate наследодателя и становившиеся с его смертью рег sonae sui iuris : жена in manu умершего, его дети, усыновленные и внуки от ра­нее умерших сыновей. Жена, дети и усыновленные делили имущество поровну. Если же в наследовании участвовали внуки от ранее умерших сыно­вей, то имущество делилось per stirpes , поколенно, и внуки наследовали по праву представления ( ius repraesentationis ), т. е. получали все вместе долю на­следства, которую получил бы их отец, если бы пережил наследодателя, а за­тем делили эту долю поровну между собой.

Наследованию sui heredes в придавался некоторый особый характер: они не столько становились обладателями нового для них наследственного имущест­ва, сколько вступали в управление своим имуществом, принадлежавшим им вместе с paterfamilias на праве семейной собственности (Гай говорил о sui heredas , что они vivo quoque parente quodammodo domini existimantur — 2.117). Точно так же Павел называл наследование sui heredes не чем иным, как соп- tinuatio dominii , ибо они itaque post mortem patris non hereditatem percipere videntur , sed magis liberam bonorum administrationem consequuntur ( D . 28. 2.11).

248. Agnati proximi . Вторым разрядом наследников были agnati proximi , т. е. ближайшие агнаты умершего, которые призывались к наследованию при отсутствии sui heredes и которые устраняли от наследования агнатов более отдаленных степеней. Так, прежде всего, призываются к наследованию, при отсутствии sui heredes , братья, сестры и мать умершего, состоявшая с его от­цом в браке cum manu и тем самым поставленная в положение сестры умер­шего, loco sororis . Все эти лица являются по отношению к умершему агната­ми второй степени. Агнаты дальнейших степеней устраняются от наследования наличием указанных наследников. При отсутствии агнатов второй степени призываются к наследованию агнаты третьей степени и т.д.

Однако женщины далее полнородной сестры к наследованию не призыва­лись voconiana ratione , т.е. по общему смыслу lex Voconia , о которой сказано выше (п. 242). Все призываемые к наследованию агнаты делят между собою наследство поголовно.

249. Gentiles . Третьим разрядом наследников были gentiles , наследование которых отпало к концу республики.

Выше уже было указано, что в цивильном праве действовало правило: in legitimis hereditatibus successio non est . Это означало призвание к наследова­нию в каждом отдельном случае только лиц, ближайших к умершему в мо­мент смерти.

Если эти лица отказываются от наследства (разумеется, при наличии пра­ва на отказ — см. п. 261) или умирают, не успев его принять, наследство при­знается выморочным, а в древнейшие времена бесхозяйным.

§ 83. Bonorum possessio intestati

Преторская bonorum possessio , отражавшая в ходе своего развития посте­пенный распад старой земледельческой семьи и последовательное вытесне­ние агнатического родства родством когнатическим, построенным на кров­ной связи, была закреплена edictum perpetuum (п. 22).

Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников.

250. Unde liberi . Первый разряд unde liberi — все дети умершего и лица, приравнивавшиеся к детям. В этот разряд входили: sui , emancipati , т.е. эманципированные дети умершего, а также in adoptionem dati , т.е. дети, отданные им в усыновление, если к моменту смерти наследодателя они были освобож­дены от patria potestas усыновителя.

Таким образом, уже в этом разряде наряду с агнатами наследодателя на­следуют его когнаты. Наследники более близкие по степени родства и здесь устраняли наследников дальнейших степеней родства. Внуки и другие нисхо­дящие детей наследовали и здесь по праву представления.

Призвание к наследованию эманципированных детей вызвало к жизни ряд специальных положений: эманципированные дети обязаны были при на­следовании вносить в наследственную массу все свое имущество ( collatio bonorum emancipati ), которое и поступало в распределение между всеми на­следниками в составе наследственной массы. Таким способом устранялась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманципированных детей, обладателей собственного имущества, с неэманципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни paterfamilias в состав имущества последнего, т. е. в состав наслед­ственной массы.

В то же время призвание к наследованию эманципированных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potestate де­да: пока эманципированные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredas , теперь их устранял от наследования их отец, как более близкий родственник paterfamilias . Между тем труд внуков также содействовал образо­ванию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта включил туда новое постановление — nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipate liberis , в силу которого эманципированный сын обя­зан был разделить свою наследственную долю пополам со своими детьми.

251. Unde legitimi . Второй разряд, unde legitimi , призывался к наследова­нию при отсутствии лиц, принадлежавших в первому разряду, а также в слу­чаях, когда никто из этих лиц не испросил bonorum possessio в установлен­ный срок. Таким образом, в этих последних случаях преторское право в отступление от цивильного права, допускало successio ordinum . В разряд unde legitimi входили legitimi heredes , т.е. sui и agnati proximi , причем sui призыва­лись таким образом во второй раз, но уже без эманципированных детей, что и могло послужить побудительным мотивом для принятия ими наследства, в которое sui не пожелали вступить в качестве bonorum possessor’ов первого разряда. Если у наследодателя не было sui heredes , наследство переходило к одним агнатам.

252. Unde cognati . Третий разряд, unde cognati , обнимал кровных родст­венников умершего по порядку степеней до шестой степени включительно (из седьмой только sobrino и sobrina nati , т.е. дети троюродных братьев и сес­тер). Вследствие кровного родства sui призываются в этом разряде в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati (даже состоя in patria potestate усыновителя); боковые когнаты наследуют без ограничении прав женщин, Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной сте­пени делят наследство поровну.

В этом разряде дети, законные и незаконные, наследуют после матери так же, как и мать после детей.

253 . Unde vir et uxor . Четвертый разряд, unde vir et uxor : при отсутствии родственников перечисленных разрядов к наследованию призывается пере­живший супруг: муж после жены или жена после мужа.

Таким образом, преторская bonorum possessio , отдавая предпочтение агнатическому родству, впервые признавала, однако, основанием наследова­ния также и когнатическое родство. Кроме того, преторская система насле­дования в противоположность цивильной, как уже указано, исходила из successio ordinum et graduum , т. е. из последовательного призвания к насле­дованию одних степеней и разрядов наследников за другими.

§ 84. Наследование ab intestate по праву Юстиниана

254. Императорское законодательство о наследовании до новелл Юсти­ниана. Законодательство периода империи продолжало тенденции преторского права: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд senatusconsulta превратил в цивиль­ное наследование предоставляющуюся ранее претором bonorum possessio ма­тери после детей и детей после матери. Затем были расширены права детей на наследование после родственников с материнской стороны. Все эти наслое­ния на старые постановления, внося в наследственное право некоторые но­вые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запутывали его.

255. Наследование по новеллам Юстиниана. Новеллой 118 (543 г.) и не­сколько изменившей ее новеллой 127 (548 г.) Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом род­стве.

По системе Юстиниана к наследованию призываются четыре разряда на­следников.

(1) Первый разряд составляют нисходящие умершего: сыновья и дочери, внуки от ранее умерших детей и т.д. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою.

(2) Второй разряд, призываемый к наследованию при отсутствии первого, состоит из ближайших по степени восходящих родственников умершего (отец, мать, дед, бабка), а также его полнородных братьев и сестер и детей ра­нее умерших полнородных братьев и сестер.

Наследники этого разряда делят наследство поровну, однако, дети ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умер­шему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in lineas , одна половина идет восходящим с отцовской стороны, другая — вос­ходящим с материнской стороны.

(3) Третий разряд, призываемый к наследованию при отсутствии двух пер­вых, — это неполнородные братья и сестры, т. е. происходящие от одного с умершим отца, но от разных матерей или от одной матери, но от разных от­цов, а также дети неполнородных братьев и сестер, получающие долю, кото­рая причиталась бы их родителю.

(4) Если нет никого из перечисленных родных, наследство получают ос­тальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ог­раничения ad infinitum . Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все при­званные делят наследство in capita .

О наследовании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторского права. При введенной Юс­тинианом системе это означало, что переживший супруг наследовал только при отсутствии каких бы то ни было, даже самых отдаленных боковых родст­венников. Но для неимущей вдовы ( uxor indotata ) Юстиниан установил пра­вило: вдова, не имевшая ни dos , ни paraphema , наследовала одновременно с любым из наследников, получая 1/4 наследства, и во всяком случае не более 100 фунтов золотом. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умершим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте.

При отсутствии каких бы то ни было наследников, имущество умершего признавалось выморочным. Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церквам и т. п.

Источник: http://sinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/006_rimskoe_chasnoe_pravo_pereterski/062.htm

12. 3. Наследование по завещанию.

Законы XII таблиц предоставляли право римскому гражданину на случай своей смерти, игнорируя законный порядок наследования, назначитьнаследникачереззавещание. ЭтоправовРимесчиталось

почётным и завещательная правоспособность была не только привилегией римского гражданина, но и входила в сферу публичного интереса.

Завещание – это односторонний волевой акт распоряжения своим

имуществом на случай смерти.

Признаки и содержание завещания.

1. Завещанием считалось лишь распоряжение, содержащее назначение наследника. Если наследник обозначен не был, не было и завещания. Наследник должен был быть назначен ясно и чётко, исключениесоставляли юридические лица и постумы. Допускалось составлениенаследникаподотлагательнымусловием. Вэтомслучае наследство открывалось не в момент смерти наследодателя, а по наступлении условия. Отменительное условие в завещании влекло его недействительность, поскольку римлянепридерживались правила:

«Однажды наследник – навсегда наследник», т. е. лицо, однажды

принявшее наследство, не может затем от него отказаться.

Кроме того, в завещании допускалась наследственная субституция (подназначение наследника) – это указание в завещании нового наследника на случай смерти первого, или отказа его от принятия наследства.

2. Завещаниевыражаеттольковолюзавещателя,т. е. является

односторонней сделкой и не требует согласия наследников.

3. Субъектами завещательных отношений являются завещатель и наследник.

Завещатель должен обладать активной завещательной

правоспособностью,т. е. закономдолжнозанимпризнаватьсяправо составления завещания. К таковым относились лица, обладавшие полной имущественной правоспособностью. Активной завещательной правоспособностью не обладали: умалишённые, несовершеннолетние,

расточители, подвластные, перегрины (последние придерживались норм национального права и права народов), интестабилие (intestabiles), т. е. лица, которые за аморальные проступки лишались права выступать свидетелями и приглашать свидетелй в своих интересах; отступники от христианства (в период империи), лица, осуждённые за некоторые преступления. Женщины получили право составлять завещание только с согласия опекуна со II в. н. э. , а при императоре Августе приобрели полную завещательную правоспособность.

Завещание могло быть составлено только в пользу лица,

обладавшего пассивной завещательной правоспособностью, т. е. правом выступать наследником. Так, раб мог принять наследство по завещанию, составленному в его пользу, только если оно содержало и условие отпуска его на волю. Не обладали пассивной завещательной правоспособностью интестабилие, еретики, женщины (за исключением весталок), несовершеннолетние, дети государственных преступников, лица, объявленные расточителями; лица, которые не могли ясно изложить свою волю (например, глухонемые). Некоторые лица, хотя и обладали правоспособностью, но не могли получить наследство при наличии определённого обстоятельства. Это касалось холостых мужчин; состоящие

в браке, но бездетные лица могли получить только половину наследства.

Особую категорию наследников составляли постуми (postumi) – лица, зачатыеприжизнинаследодателя,норождённыепослеегосмерти. Завещание признавалось недействительным, если постуми не назначались наследниками или прямо не исключались из него.

4. Формальность завещания. Завещание должно быть составлено в строго установленной форме. Существовали следующие способы

 провозглашение завещания в народном собрании по куриям.

Это происходило 2 раза в год. Завещатель публично называл

то лицо, которое он хотел бы видеть в качестве наследника, а затем просил собравшихся засвидетельствовать его волю. Собрание могло выразить своё несогласие, тем самым завещаниевходилоне тольковкругчастныхинтересов завещателя, оно подлежало публичному заверению.

 Завещаниеввоенномстроюпередсражением. Солдаты публичнои устно объявлялисвою завещательную волю. Такимспособоммогсоставитьзавещаниевотношении военного пекулия подвластный сын.

 Манципация. Таким способом имущество как бы продавалось доверенному лицу, которое после смерти было обязано выполнить волю завещателя.

Каждый из этих способов обладал своими недостатками. Главный

их недостаток – гласность, отсутствие тайны завещания и устная форма завещания. Со временем письменная форма завещания стала вытеснять устную форму.

 По императорской конституции 439 г. н. э. законную силу приобретали всякое письменное завещание, подписанное завещателем и семью свидетелями. Но наряду с ним существовало и устное завещание, хотя форма его совершения в период домината существенно упростилась. Основное требование для формы завещания в императорский период – его составление должно протекать без перерывов.

 Занесение распоряжения завещателя и протокол суда или муниципального магистрата и передача в императорскую

канцелярию письменно оформленного завещания на хранение.

 Завещания слепых составлялись с помощью нотариуса.

Ограничение свободы завещания.

В древнюю эпоху завещатель пользовался неограниченной свободой относительно содержания завещания. В итоге имущество нередко передавалось посторонним или случайным людям. Поэтому со временем стали вводиться ограничения свободы действий завещателя при составлениизавещания. Книмотносилисьправилаобнеобходимых наследниках и право на обязательную долю в наследстве.

Необходимое наследование – это право близких к завещателю лиц

на участие в наследовании. Так, при составлении завещания, домовладыка должен был либо прямо назначить своих близких родственников наследниками, либо прямо их устранить от наследования без объяснения причин. Главное – не обходить молчанием лиц, непосредственно подвластных ему. Несоблюдение этой формальности делало завещание недействительным ивозникало наследованиепозакону. Фактически необходимые наследники были обязаны принять наследство.

Право наобязательную долю в наследстве – это право определённых наследников по закону получить долю наследственного имущества независимо от содержания завещания. К таковым наследникам относились близкие родственники – нисходящие (дети, внуки), а за их отсутствием – другие родственники (отец, мать, боковые родственники, братья и сёстры). Если завещатель лишал кого-либо из своих родственников обязательной доли, не указывая причин, вопрос об основательности мотивов разбирался судом. Лишение наследства допускалось в следующих случаях: за вступление в брак против поли

родителей; за действия, угрожавшие жизни отца. Для матери и деда достаточно было простого умолчания.

Источник: http://xn--e1akbokk.com/rimskoe-pravo_1201/nasledovanie-zaveschaniyu-44060.html

54. Наследование по закону

54. Наследование по закону

Наследование по закону — наследование, которое происходило в установленном законом порядке.

Основной признак наследования по закону — наличие родства между наследником и наследодателем.

Законы XII таблиц различали следующие три очереди наследников:

1) «свои» или «необходимые» наследники, которые включали лиц, находившихся в момент смерти наследодателя непосредственно под его властью (дети, внуки от ранее умерших подвластных детей). В тех случаях, когда после умершего не оставалось наследников первой очереди, к наследству призывалась вторая очередь;

2) агнаты — лица, принадлежащие к одной семье и находящиеся под властью умершего главы этой семьи (братья, сестры, мать умершего). При наличии нескольких агнатов к наследованию призывался ближайший агнат, т. е. то лицо, которое имело ближайшую родственную связь с наследодателем, а если ближайший агнат не принимал наследства, то согласно закону последующий не призывался к наследованию;

3) когнаты, которыми являлись все кровные родственники умершего. При этом не имела значения степень родства.

В ходе развития римского права происходил процесс вытеснения агнатического родства в качестве основания наследования когнатическим.

Преторским правом цивильная система наследования, которая была основана на агнатическом родстве, была заменена преторской системой наследования, включавшей следующие четыре очереди наследников:

1) дети наследодателя, в том числе и эмансипированные;

3) когнаты, имеющие родство с наследодателем до шестой степени включительно;

4) переживший наследодателя супруг (супруга).

В тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследство, оно открывалось следующему за ним по порядку наследнику (Преторский эдикт о bonorum possessio).

По Уложению Юстиниана различали пять очередей законных наследников:

1) все нисходящие наследники (сыновья, дочери, внуки от ранее умерших сыновей и дочерей и т. д.), при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми наследодателя;

2) восходящие родственники наследодателя (отец, мать, дед, бабка и т. д.), полнородные родные братья, сестры, дети умерших полнородных братьев и сестер;

3) неполнородные братья и сестры наследодателя;

4) все остальные боковые родственники наследодателя, причем независимо от степени их родства умершему;

5) супруг(супруга) наследодателя.

В юстиниановской системе различали виды порядка наследования по закону:

1) обыкновенный, который был основан на родстве и определялся очередями;

2) особый, который возникал, когда лицо имело право на получение доли наследства независимо от того, кто являлся наследником в остальной части имущества.

Наследование по законам 12 таблиц

Власть отца над детьми (включая внуков, правнуков и т.д., родных и усыновленных была у римлян полной и пожизненной. Перед домовладыкой все члены семьи были совершенно бесправны. Прежде всего, это выражается в том, что римское право знало только власть отца, а не родителей вообще. Мать по отношению к своим детям от того же брака, никаких родительских прав не имеет — не только при жизни мужа, но и после его смерти. При браке cum manu мать находилась в положении сестры своих детей, после смерти мужа семья распадалась на новые самостоятельные семьи, по отношению к которым мать никаких прав власти не приобретала; она попадала под опеку своего ближайшего агната, чаще своего же собственного сына. — При браке без manus, мать не была даже агнаткой своих детей: юридически она была для них чужой.

«Отеческая власть» (patria potestas) в том виде, как она, по Дионисию, была учреждена Ромулом, включала в себя не только право жизни и смерти, право сажать сына под замок и бичевать его, но и право «держать его закованным на сельских работах» и даже право продавать его «ради денег». Власть отца охватывала как самую личность детей, так и все их имущественные приобретения. В личном отношении от воли отца (paterfamilias) зависело, прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет. Право жизни и смерти особенно часто осуществлялось в отношении новорожденных калек (Законы XII таблиц. IV). Отец имел, далее, право продавать своих детей или в полное рабство, или внутри государства, но это право подвергалось серьезному ограничению троекратным осуществлением (Законы XII таблиц. IV). Так как закон говорит только о сыновьях, можно сделать вывод о том, что для дочерей достаточно однократной продажи. В имущественном отношении дети имели гражданскую правоспособность, но только не для себя, а для своего отца. Все, что ребенок приобретал, становилось собственностью для отца; за обязательства же детей отец не отвечал; только за деликты нес ответственность: он обязан или возместить причиненный детьми вред, или выдать их потерпевшему. Можно привести и другие примеры значимости отеческой власти. Так, Ульпиан писал, что «сын семейства не может делать дарения, даже если имеет свободное распоряжение пекулием, ибо не для того ему дозволяется свободно распоряжаться пекулием, чтобы он его расточал» (Ульпиан. Дигесты. 39, 5, 7).

Наследование по законам XII таблиц

Отдельной, чрезвычайно важной совокупностью норм римского права выступало наследственное право. В Риме, с его развитыми товарно-имущественными отношениями было распространено стремление личным богатством подчеркнуть свою значимость и подтвердить имеющиеся права на свое место в организованной социальной структуре. Важнейшим элементом наследственных отношений выступало наследство, или наследственная масса, т.е. все принадлежащее наследодателю имущество, в том числе и имущественные права и обязанности (также и долги) на день открытия наследства.

В Древнем Риме порядок наследования по закону основывался на агнатическом родстве. Завещание, хотя и возможное для составления, оформлялось редко. Законы XII таблиц определили порядок наследования следующим образом: «Если кто-либо умрет без завещания и при отсутствии наследников разряда sui, пусть примет наследство ближайший агнат. Если нет и агнатов, наследство достается членам рода» (Законы XII таблиц, V).

Таким образом, наследование по закону осуществлялось согласно степеням родства:

1-я очередь наследования по закону — подвластные, жившие вместе с главой семьи, которые в момент его смерти из лиц, находящихся в «чужой» власти становились правоспособными лицами (дети, внуки от умерших детей и т.п.);

2-я очередь (при отсутствии первой очереди)— ближайшие агнатские родственники;

3-я очередь — члены одного с наследодателем рода (gentiles). Непринятие наследства самой первой из имеющихся очередью сразу делало наследство «лежачим» (при отказе от наследства 1-й очереди 2-я не получала ничего).

Наследование по завещанию зависело от воли наследодателя, который имел право распоряжаться всем своим имуществом. Для юридической силы завещания требовался ряд условий. Прежде всего, необходимо было соблюсти форму завещания, которых существовало две. Обе формы были публичным выражением воли наследодателя перед римским народом.

Для действительности завещания требовалось, чтобы завещатель обладал активной завещательной способностью (testamenti factio activa), а наследник — пассивной завещательной способностью (testamenti factio passiva).

Активной завещательной способностью не обладали малолетние (лица женского пола моложе 12 лет и лица мужского пола моложе 14 лет), душевнобольные, расточители, подвластные, рабы, лица, осужденные за некоторые государственные преступления, и глухонемые. Пассивной завещательной способностью не пользовались перегрины, лица, лишенные чести, рабы и юридические лица.

Назначение наследников было необходимым элементом любого завещания (institutio heredis). Считалось, что это «начало и основание всего завещания». Наследники обозначались в самом начале завещания в торжественной форме («да будет такой-то наследником»).

Завещатель мог возложить на наследника выполнение каких-то обязанностей (реальное выполнение их наследником обеспечивалось только административно: по римским правилам ставший наследником остается наследником навсегда, условная отмена наследника или установление наследника «на период» или «после истечения какого-то срока» не допускались, такие условия считались ненаписанными). Сделанные в завещании указания не должны были быть аморальными или противоправными. В этом случае они игнорировались. В форме распоряжений назначались опекуны и попечители, давались указания об освобождении рабов после смерти завещателя и др.

Римское наследственное право не допускало получения наследства после одного и того же лица по двум основаниям: по завещанию и закону. Это означает, что невозможно, чтобы часть имущества была передана по завещанию, а другая — по закону: «Наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица».

Источник: http://studbooks.net//pravo/otnosheniya_roditelyami_detmi

Наследование по законам 12 таблиц

Постановление XII таблиц. Система наследования старого цивильного права определялась положением законов XII таблиц˸ Si intestato moritur, cui suus heres non essit, agnatus proximus familiam habeto. Si agnatus nec essit, gentiles familiam habento.

247. Heredes sui. Это положение устанавливало три разряда наследников. Первый разряд составляли sui heredes, т.е. лица, непосредственно находившиеся in patria potestate наследодателя и становившиеся с ᴇᴦο смертью personae sui iuris˸ жена in manu умершего, ᴇᴦο дети, усыновленные и внуки от ранее умерших сыновей. Жена, дети и усыновленные делили имущество поровну. Если же в наследовании участвовали внуки от ранее умерших сыновей, то имущество делилось per stirpes, поколенно, и внуки наследовали по праву представления (ius repraesentationis), т.е. получали все вместе долю наследства, которую получил бы их отец, в случае если бы пережил наследодателя, а затем делили эту долю поровну между собой.

Наследованию sui heredes придавался некоторый особый характер˸ они не столько становились обладателями нового для них наследственного имущества, сколько вступали в управление своим имуществом, принадлежавшим им вместе с paterfamilias на праве семейной собственности (Гай говорил о sui heredas, что они vivo quoque parente quodammodo domini existimantur — 2. 117). Точно так же Павел называл наследование sui heredes не чем иным, как continuatio dominii, ибо они itaque post mortem patris non hereditatem percipere videntur, sed magis liberam bonorum administrationem consequuntur (D. 28. 2. 11).

248. Agnati proximi. Вторым разрядом наследников были agnati proximi, т.е. ближайшие агнаты умершего, которые призывались к наследованию при отсутствии sui heredes и которые устраняли от наследования агнатов более отдаленных степеней. Так, прежде всего, призываются к наследованию, при отсутствии sui heredes, братья, сестры и мать умершего, состоявшая с ᴇᴦο отцом в браке cum manu и тем самым поставленная в положение сестры умершего, loco sororis. Все эти лица являются по отношению к умершему агнатами второй степени. Агнаты дальнейших степеней устраняются от наследования наличием указанных наследников. При отсутствии агнатов второй степени призываются к наследованию агнаты третьей степени и т.д. Однако женщины далее полнородной сестры к наследованию не призывались voconiana ratione, т.е. по общему смыслу lex Voconia, о которой сказано выше (п. 242). Все призываемые к наследованию агнаты делят между собою наследство поголовно.

249. Gentiles. Третьим разрядом наследников были gentiles, наследование которых отпало к концу республики.

Выше уже было указано, что в цивильном праве действовало правило˸ in legitimis hereditatibus successio non est. Это означало призвание к наследованию в каждом отдельном случае только лиц, ближайших к умершему в момент смерти.

Если эти лица отказываются от наследства (разумеется, при наличии права на отказ — см. п. 261) или умирают, не успев ᴇᴦο принять, наследство признается выморочным, а в древнейшие времена бесхозяйным.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/182319_nasledovanie_ab_intestato_po_zakonam_xii_tablic_nasledovanie_po_zakonu

Законы XII таблиц устанавливали три очереди наследования.

Первоочередными наследниками являлись непосредственные подвластные наследодателя (дети, внуки от ранее умерших детей, не вышедшие из-под власти домовладыки к моменту смерти последнего). Они получали наследство независимо от воли принять его, т.е. являлись «необходимыми наследниками».

Если после наследодателя не оставалось «необходимых наследников», к наследству призывался ближайший агнатский родственник умершего. Он мог не принимать наследство, в таком случае наследуемое имущество становилось выморочным, преемство правомочий наследника не допускалось.

Только если совсем не оставалось агнатских родственников, к наследованию призывались члены одного с ним рода, т.е. когнатские родственники (являвшиеся лишь наследниками третьей очереди).

По мере разложения патриархальной семьи система наследования на основании агнатского родства теряла свою актуальность и значимость.

Преторский эдикт в первую очередь наследников поставил детей наследодателя, в их число были также включены эмансипированные дети умершего.

Вторую очередь составили агнатские родственники наследодателя.

Третью очередь образовали кровные (когнатские) родственники наследодателя, вплоть до шестого колена.

Лишь в четвертой очереди наследования стоял супруг.

Если наследники первой очереди не принимали наследство, то оно открывалось для наследников второй очереди, а не становилось автоматически выморочным, как ранее.

Последнее изменение условий римского наследования по закону относится к Юстиниановому праву и содержится в новеллах Юстиниана.

Первую очередь наследников составили нисходящие родственники наследодателя (сыновья и дочери, внуки и т.д.). Между нисходящими родственниками одной степени родства (напр., между всеми сыновьями и дочерьми наследодателя) наследство при наследовании по закону делилось поровну. К наследству в первоочередном порядке призывались нисходящие родственники более близкого к наследодателю родства (напр., если у наследодателя были дети и они не отказывались от наследства, внуки к наследованию уже не призывались). Эти правила распространялись и при наследовании наследниками других очередей наследования.

Вторую очередь наследования составляли восходящие родственники наследодателя (родители наследодателя, его бабушки, дедушки и т.д.).

Третью очередь составляли братья и сестры наследодателя.

Четвертую очередь образовывали все остальные кровные (когнатские) родственники наследодателя (без учета степени родства).

Как и прежде, лишь в последнюю очередь к наследованию призывался переживший наследодателя супруг. Однако при этом пережившая мужа вдова получала право на необходимое наследование в размере одной четверти от наследства; если наследников было более трех, то наследственная доля вдовы равнялась их долям.

Наследование по завещанию

Завещанием (testamentum) в римском праве называлось распоряжение физического лица на случай своей смерти, в обязательном порядке содержащее назначение наследника. Завещание могло содержать легаты, назначение опекуна малолетним наследникам наследодателя. Завещание является односторонней сделкой, совершаемой по усмотрению наследодателя. Принятие наследства является отдельным от составления завещания правовым актом.

Для совершения завещания требовалось специальное качество физического лица — активная завещательная способность, которой не обладали недееспособные лица, лица, осужденные за порочащие преступления, некоторые другие категории.

Для назначения лица наследником последнее должно было обладать пассивной завещательной способностью. Такого качества не было у детей государственных преступников, у постумов, т.е. детей, уже зачатых, но еще не родившихся к моменту смерти наследодателя.

Форма завещания, чрезвычайно громоздкая в древнейший период, постепенно упрощалась (требовалось присутствие 7 свидетелей, письменная форма не была обязательным условием совершения завещания). Наряду с совершаемыми таким образом частными завещаниями в Древнем Риме существовали также публичные завещания с участием государственных органов:

1) путем занесения завещания в протокол суда или определенного магистрата;

Источник: http://infopedia.su/15x355b.html

Наследование по закону

Наследование по закону наступало в случае, если умерший не оставил после себя завещания, в случае недействительности завещания или в случае отказа наследников по завещанию принять наследство. Условием открытия наследства для наследования его по закону являлось окончательное выяснение вопроса о том, что наследование по завещанию не наступит. Поэтому наследование по закону не открывалось, пока призванный по завещанию наследник не решал, примет ли он наследство или нет. Когда выяснялось, что наследование по завещанию не наступит, то к наследству призывался ближайший наследник по закону, которым считается тот, кто оказывается на первом месте в установленном законом порядке наследников по закону в момент открытия наследства.

Если ближайший наследник по закону не примет наследства, то наследство открывалось следующему за ним по порядку наследнику по закону. Порядок, в котором должны призываться наследники по закону, был различен в разные эпохи развития римского права. Это связано с общим постепенным перестроением семьи и родства, с постепенной эволюцией от старого агнатического принципа к когнатическому.

Наследование по Законам XII таблиц

В Древнем Риме порядок наследования по закону основывался на агнатическом родстве. Завещание, хотя и возможное для составления, оформлялось редко. Законы XII таблиц определили порядок наследования следующим образом: «Si intestate moritur moritur cui sum heres nee ascit, agnatus proximus familiam habeto. Si agnatus nee escit, gentilies familiam habendo» – «Если кто-либо умрет без завещания и при отсутствии наследников разряда sui, пусть примет наследство ближайший агнат. Если нет и агнатов, наследство достается членам рода» (Законы XII таблиц, 5-я таблица).

Таким образом, наследование по закону осуществлялось согласно степеням родства:

  • 1-я очередь наследования по закону – подвластные, жившие вместе с главой семьи, которые в момент его смерти из лиц, находящихся в «чужой» власти становились правоспособными лицами (дети, внуки от умерших детей и т.п.);
  • 2-я очередь (при отсутствии первой очереди) – ближайшие агнатские родственники;
  • 3-я очередь – члены одного с наследодателем рода (gentiles). Непринятие наследства самой первой из имеющихся очередью сразу делало наследство «лежачим» (при отказе от наследства 1-й очереди 2-я нс получала ничего).

Наследование по преторскому нраву

Преторское право изменило порядок наследования в связи с тем, что к концу республики римское общество переросло патриархальный агнатический уклад наследования. Потребовались новые существенные изменения в регулировании наследственных отношений. Возникшую проблему разрешила преторская фикция (bonorum possessio), согласно которой если претор призывал к наследованию лиц, не являвшихся наследниками по гражданскому праву, и предоставлял им право владения имуществом наследодателя, то они признавались наследниками.

В основном изменения по сравнению с цивильным правом заключались в следующем:

  • 1) претор установил, что в случае непринятия наследства ближайшим наследником по закону оно должно открываться следующему за ним по порядку;
  • 2) претор впервые придал значение при наследовании наряду с агнатическим родством и когнатическому, а также институту брака. В течение императорского времени законодательство все более расширяет значение когнатического родства при наследовании. Очередность наследования становится следующей:
  • 1-я очередь (unde liberi). В эту категорию входили дети наследодателя, как легитимные, так и приемные, а также отданные им в усыновление, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены из-под власти усыновителя. Лица, освобожденные от власти главы семьи при его жизни, наследовали по правилам collatio bonorum emancipati (эмансипированные дети обязаны были при наследовании вносить в наследственную массу все свое имущество, которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы);
  • 2-я очередь (unde legitimi). Если никто из 1-й очереди наследников не выразил свою волю наследовать, то следующими наследовали агнатические родственники наследодателя (unde legitimi);
  • 3-я очередь (unde cognati). Кровные родственники до шестой степени включительно в виде исключения и до седьмой степени родства наследовали после двух предыдущих очередей. Именно в этой очереди наследуют дети после матери и мать после детей. Таким образом, впервые в наследовании признается роль кровного родства, хотя агнатическое и остается предпочтительным;
  • 4-я очередь (unde vir et uxor). Переживший умершего супруг (муж после жены, жена после мужа) наследовал последним. Наследство становилось «лежачим» только при отсутствии или отказе от наследства всех очередей.

Источник: http://studme.org/66667/pravo/nasledovanie_zakonu

33. Законы XII таблиц. Семейное, наследственное, уголовное право.

Семейное право. Семейное право по Законам 12 таблиц. Римская семья была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке (от родственников до рабов) были друг другу агнатами (агнатическое родство). В отличие от когнатического (кровного) родства.

В Риме сложились две формы брака: сит тапи, т. е. брак с мужней властью, и sine тапи, брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке.

Брак сит тапи. Если жена в течение года остается в доме мужа, то ее брак превращается из брака sine manu в брак cum manu. При браке cum manu жена поступала полностью под власть мужа или домовладыки. Если жена принесла в новую семью имущество, оно становилась собственностью мужа. Супруг мог отдать жену в кабалу, даже наказать ее смертью, вин-дицировать из чужого владения.

В браке сит тапи женщина имела свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследование по завещанию ограничивалось рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в утверждении Народным собранием.

Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличались крайней суровостью. Смертной казнью наказывался всякий, кто посмел потравить или собрать урожай «с обработанного плугом поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключался в оковы, подвергался бичеванию, за которым следовала смерть. Всякий мог убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (т. е. обращался в рабство).

Членовредительство, побои, оскорбления наказывались штрафом. Об умышленном убийстве не упоминается вовсе. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания, следуемые за него, не вызывали сомнения (смертная казнь).

О государственных преступлениях Законы XII таблиц говорят сравнительно немного: устанавливаются неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, взяточничество судей и др.

Преступления раба рассматривались судом особо. У раба не было никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.

Наследственное право. Раннее право предпочитало наследование по закону. Наследство перходило к агнатам. Даже родные дети, вышедшие из под власти отца наследство не получали. Наследники делили наследство поровну. Законами 12 таблиц признавалось не толькось право завещания, но оно требовало утверждения в куриатных собраниях. Завещание могло быть не только объявлением воли завещателя, но и обряда манципации.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:23/

Наследование по законам двенадцати таблиц. Смысл и особенности наследования по преторскому праву (bonorum possessio).

Основные понятия и положения наследственного права. Наследственная масса(hereditas). Универсальное и сингулярное преемство.

Нормы наследственного, права принадлежат к способам приобретения имущества, пoскольку они регламентируют переход имущества к другим лицам в связи со смертью собственника.

Римское частное право выработало важнейшие понятия института наследования и ряд его конкретных положений, воспринятых современными правовыми системами. К таким понятиям и положениям относятся:

— наследство (hereditas) — имущество, переходящее в связи со смертью собственника;

— наследодатель (defunctus — умерший);

— универсальное преемство, в соответствии с которым на наследника переходят все имущественные права и обязанности, включая долги наследодателя;

— сингулярное преемство — преемству в отдельном праве;

— основания наследования и порядок приобретения наследства;

— отношения наследников между собой и с кредиторами наследодателя и др.

Понятие наследования включает в себя категорию универ­сального преемства, ибо для возникновения права наследова­ния (у одного или нескольких лиц) недостаточно факта смерти наследодателя, но и необходимо, чтобы на наследника перехо­дили все права и обязанности умершего (но не отдельное, правоотношение). Таким образом, наследование в римском частном праве (и в современном) характеризуется как универ­сальное преемство, т. е. преемство всего комплекса имущест­венных прав и обязанностей наследодателя.

Рим знал два вида наследования:

по закону (heriditas legitima— законное наследство) и

по завещанию (secundum tabulas testamenti).

Как считает П.Вочи, древнейший период характерен пред обладанием наследования законными наследниками (heredes sui), без каких-либо отступлений от такого порядка. Обоснова­ние этого тезиса он видит в том, что время для придания законной силы завещаниям наступало редко; дважды в год, когда завещания утверждались народным собранием. Отсюда следует, что завещания были не частым явлением. Вместе с тем, учитывая высокую рождаемость в патриархальных семьях, можно предположить, что редко встречались семьи без сыновей (т. е. законных наследников). После смерти патерфамилиас менялось только количество членов семьи, о доле неразделившихся братьев не было речи, ибо хозяйство было совместным. Как пишет Павел, здесь нет наследования в собственном смысле, поскольку еще при жизни отца сын считался «некоторым образом хозяином» (D.28.2.11). Но при переходе наследственной массы к другим агнатским родствен­никам наследование имело место. Соответствующие ситуации регулировались нормой XII таблиц: «Если кто-нибудь, не имея подвластных, т. е. агнатов, умрет, не оставив завещания, пусть его хозяйство возьмет себе sui geres, т. е. ближайший агнат» (V, 4). Этой нормой призывались к наследованию в случае смерти без завещания и при отсутствии «законных наследников родственники по степеням родства. По-видимо­му, данное положение и явилось источником происшедшей впоследствии метаморфозы, закрепленной в постулате «при отсутствий завещания — наследуется по закону», выраженное в термине «наследование при отсутствии завещания (seccessio ab intastato), утвердившем в древнеримском обществе более позднего периода преимущественное практическое значение наследования по завещанию — В новое время исследователи отметили эту особенность римского наследственного права; в частности, Ф. Лассаль писал, что «для римлянина завещание было тем же, что для египтянина его надгробный памятник».

В римском праве различали:

1) универсальное наследственное правопреемство, когда наследник при вступлении в наследство приобретал единым актом все имущество наследодателя или определенную долю имущества как единое целое. При таком наследовании к наследнику переходили сразу права и обязанности, входящие в состав наследства, а также права и обязанности, о существовании которых наследники не знали. При универсальном правопреемстве наследники получали все выгоды, льготы, обременения, права и обязанности наследодателя, занимали то же правовое положение, что было у наследодателя к моменту его смерти;

2) сингулярное наследственное правопреемство, когда наследникам предоставлялись только отдельные права и обязанности (легаты или завещательные отказы). В завещательных отказах наследодатели предоставляли только единичные права, не возлагая на наследников ни прав, ни обязанностей. Лицо, в отношении которого был назначен легат, не становилось ответственным за долги наследодателя, а являлось преемником наследодателя в отдельном праве, но не в какой-либо доле наследства.

Наследником мог стать любое физическое лицо, жившее в момент смерти наследодателя. Исключение составляли потомки наследодателя, родившиеся после его смерти.

Таким образом, можно сказать, что римская система наследования прошла долгий путь развития. И в результате этого сформировалось общее понятие наследства, и укрепились общие основания для его принятия. Также, необходимо отметить, что римская система наследования имела определенные особенности, которые, возможно и сделали римскую систему универсальной и основополагающей во всем мире. Причем не только в области наследования, но и, в целом.

Порядок наследования.

Имущество собственника стано­вится наследственным с его смертью. Этот факт означает открытие наследства, являющееся условием преемства в имущественных правах и обязанностях наследодателя как закон­ами наследниками, так и указанными в завещании. Момент открытия наследства и момент вступления в него совпадал для sui heredes («свои наследники» по цивильному преторскому праву), а также для наследников первой очереди, проживающих совместно с наследодателем до его смерти (по праву Юстиниана). Все они обязывались законом к приня­тию наследства, поскольку переход имущества к указанный лицам означал оставление его в семье наследодателя. Поэтому они назывались обязательными наследниками (heredes necessarii).

Прочие наследники, не являясь членами семьи наследода­теля, не обязывались к принятию наследства. Это зависели от их собственного усмотрения, в связи с чем они именовались добровольными наследниками (heredes voluntarii). Для них открытие наследства означало возникновение прав, на принятие наследства, которое могло быть и осуществлено.

По цивильному праву наследство принималось добровольными наследниками одним из двух способов:

›торжест­венным заявлением в присутствии свидетелей или

›конклюдентными действиями (определенно свидетельствующими о соответствующем решении, например, ремонт дома, являющегося составной частью, наследственной массы). По преторскому праву принятие наследства оформлялось вводе во владение, а по Кодификации Юстиниана достаточно было подачи соответствующего письменного заявления в магист­рат.

Цивильное право не знало срока для принятия наследству, но он мог быть установлен судом по требованию кредиторе наследодателя, заинтересованных в удовлетворении их притязаний. Преторское право определило этот срок в сто дней для нисходящих и восходящих и в один год для прочих наследников.

В силу изложенного открытие наследства и его принятие добровольными наследниками могло быть отделено некоторым промежутком времени. Наследство в этот промежуток называлось лежачим, оно находилось в юридически неопределенном («подвешенном») состоянии и считалось бесхозяйным. Любое лицо, захватившее такое имущество и провладевшее им в течение года (срок приобретательной давности), становилось его собственником. Право после классического периода исключило возможность приобретения лежачего наследства по давности и ввело ответственность за ее расхищение.

С принятием наследства на наследника переходили не только все имущественные права, наследодателя, но и имуществен­ные обязанности, кроме неразрывно связанных с личностью, (например, личные сервитуты, штрафные иски из деликтов.

При этом наследственная масса сливалась с имуществом на­следника. По цивильному праву (в известный период и по преторскому) в случае непринятия наследства призванным к нему лицом (если наследство не принимал наследник по завещанию, открывалось наследование по закону), оно не пе­реходило к его наследникам. Универсальный характер преем­ства наследственных прав в сочетании с изложенным прави­лом в определенных ситуациях не соответствовал жизненным интересам. Следствием этой коллизии явилась юридическая конструкция — наследственная трансмиссия (transmissio delationis). Она представляет собой наследование наследствен­ных прав, т.е. если наследник умер, не успев принять наследст­во в установленный срок, это право переходило к его собствен­ным наследникам.

Наследственная масса и имущество наследника, образовав единое целое, становились объектом возможных претензий кредиторов наследника и наследодателя. В результате могла сложиться ситуация, противоречащая интересам кредиторов наследодателя: если и наследник был обременен долгами, то возникала конкуренция между кредиторами. Во избежание этого претор предоставил кредиторам наследодателя льготу, в соответствии с которой имущественные массы наследника и наследодателя сливались лишь после удовлетворения претензий кредиторов последнего и предпочтительно перед креди­торами наследника.

В другой ситуации, когда долги наследодателя превышали наследственную массу, необходимость отвечать по его долгам была невыгодна наследнику. Тогда наследник в присутствии нотариуса и свидетелей мог произвести опись наследственного имущества (инвентаризацию), что ограничивало его ответ­ственность пределами описанного.

В тех случаях, когда к наследованию призывались несколь­ко лиц, наследство делилось по долям каждого из них. Они несли ответственность по долгам наследодателя пропорцио­нально своим долям.

Наследство являлось выморочным (bonum vacans), если от него отказывались все наследники по закону и по завещанию, выморочное наследство продолжительный период рассматри­валось правом как никому не принадлежащее, собственником которого становился первый его захвативший. Лишь на рубе­же старой и новой эры был принят закон Юлия и Папия. Поппея, в соответствии с которым оно передавалось фиску с погашением обременявших его долгов.

Основным цивильным иском, защищавшим наследственные права, был petitio hereditatis (требование о наследстве).

Наследники по преторскому праву имели соответствующие интердикт, именовавшийся quorum bonorum, посредством которого осуществлялся ввод во владение наследственным имуществом. По истечении срока приобретательной давности преторский наследник приобретал положение квиритского собственника наследственного имущества, но и в период этого срока оно было достаточно стабильным.

Кодификация Юстиниана сохранила сущность изложенных способов защиты наследственных прав, но отвергла различия между квиритскими и преторскими наследниками.

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ

Завещание – распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, которое содержит назначение наследника. Завещание – односторонняя сделка, так как в нем выражается воля только наследодателя, который может в одностороннем порядке изменить или отменить завещание. Кроме назначения наследника, в завещании могут заключаться и иные распоряжения на случай смерти: легаты и фидеикомиссы, отпущение рабов на волю, назначение опекунов, распоряжения о погребении и т. д.

Условия для совершения завещания:

– способность завещателя к совершению этого акта, предполагающая наличие общей правоспособности в области имущественных отношений. Завещателями могли быть дееспособные совершеннолетние римские граждане, не находящиеся под чужой властью. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, расточители и т. д.;

– соблюдение установленной законом формы завещания;

– надлежащее назначение наследника в завещании.

Формы завещания:

– testamentum comitis calatis – совершалось в народном собрании по куриям, которое созывалось для этого два раза в год. Завещатель устно выражал свою волю, а затем обращался к народу с просьбой это засвидетельствовать;

– testamentum in procinctu – завещание перед вступлением в поход, «когда воины брались за оружие и намеревались идти в сражение»;

– завещание посредством весов и меди или манципации – завещатель передавал свою семью и все свое имущество доверенному лицу, который обязывался выполнить распоряжения, делавшиеся тут же завещателем. Держа в руках слиток металла, в присутствии пяти свидетелей (совершеннолетних граждан) и весовщика доверенное лицо произносило формулу. После этого он передавал слиток завещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался к свидетелям с просьбой засвидетельствовать. Устные распоряжения завещателя составляли nuncupatio, присоединявшуюся к завещанию. Виды завещания:

– устные – вышеперечисленные;

– письменные – воля завещателя излагалась на навощенных табличках, скрепленных подписями завещателя и семи свидетелей;

– публичные – завещание, заявленное перед судом, и завещание, передававшееся на хранение императору.

Завещание ничтожнов случае:

– отсутствия у завещателя активной завещательной правоспособности;

– несоблюдения формы завещания;

– составления нового с уничтожением старого или заявлением об этом в отношении завещаний, составленных 10 лет назад;

– отсутствия действительного назначения наследника;

– совершения под заблуждением, принуждением или обманом;

Завещание недействительно:

– вследствие отмены его завещателем, которая в древнейшее время могла быть произведена только путем составления нового завещания, а по преторскому праву – путем уничтожения tabulae testamenti (срывом с них печатей);

– если завещатель потеряет активную завещательную правоспособность по совершении завещания;

– если все назначенные наследники утратят пассивную завещательную правоспособность;

– если наследники умрут раньше завещателя;

– если наследники не примут наследства;

– если в завещании нарушаются интересы необходимых наследников.

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ

Наследование по закону наступает, если умерший не оставил после себя завещания или в случае утраты силы завещания.

В эпоху Законов XII Таблицсуществовали три очереди наследников:

1) лица, находившиеся в момент смерти наследодателя непосредственно под его властью (т. е. дети paterfamilias; его внуки в случае смерти подвластных детей; усыновленные; жена в случае брака «с наложением руки»), а также те, которые были зачаты в этот момент;

2) ближайшие по степени родства, т. е. при отсутствии собственной семьи у умершего призываются его братья и сестры, а также мать, если она состояла с отцом покойного в браке cum manu, – т. е. лица, находящиеся во второй степени агна-тического бокового родства с покойным;

3) родичи, если не было агнатов.

Преторским эдиктом о bonorum possessioбыло установлено, что в случае неприятия наследства ближайшим наследником по закону оно должно открываться следующему за ним по порядку.

Претор в своем эдикте установил четыре очереди наследников:

1) unde liberi – все цивильные наследники, подвластные paterfamilias и эмансипированные;

2) unde legitimi – цивильные наследники и агнаты (неэмансипированные);

3) unde cognati – ближайшие когнаты по порядку степеней вплоть до 6 степени родства включительно, а из лиц 7 степени только дети, троюродные братья и сестры. В этой очереди наследуют также дети (как законные, так и незаконные) после матери и мать после детей;

4) unde vir et uxor – переживший супруг. Основной принцип юстиниановской системы – наследование когнатов без различия пола по порядку их близости к умершему и с соблюдением порядка призвания к наследованию. 2 порядка наследования по закону:обыкновенный и особый.

Обыкновенный порядок наследованияоснован на родстве и супружеской связи и определяется четырьмя очередями:

1) десценденты, т. е. нисходящие умершего – сыновья и дочери, внуки от ранее умерших сыновей и дочерей и т. д. Раздел наследства происходит поколенно: дети раньше умершего отца получают все вместе ту часть, которую получил бы их родитель, и делят ее между собой поровну;

2) ближайшие по степени асцендентов, т. е. восходящие родные покойного (отец, мать, дед, бабки и т. д.; если есть отец и дед, призывается только отец), а также полнородные родственники братьев и сестер его и детей от ранее умерших полнородных братьев и сестер. Наследники этого класса делят наследство поровну. Дети же ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится: одна половина идет восходящим по отцовской линии, а другая – восходящим по материнской линии;

3) неполнородные братья и сестры покойного и их дети, причем последние получают также все вместе часть, следовавшую их умершим родителям;

4) остальные боковые родственники по порядку близости степеней без всякого ограничения, лишь бы только можно было доказать родство. Ближайшая степень отстраняет дальнейшую; близкие делят между собой поровну.

Особый порядокнаследования имеет место, когда лицо имеет право на получение доли наследства независимо от того, кто является наследником в остальной части имущества (например, вдова может требовать выдачи четвертой части наследства).

Наследование по законам двенадцати таблиц. Смысл и особенности наследования по преторскому праву (bonorum possessio).

Законы XII таблиц знали два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания.

Таким образом, хотя трудно сомневаться в том, что первым по времени основанием наследования было в Риме, как и везде, наследование по закону, hereditas legitima, в силу которого имущество оставалось в семье, признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав на это имущество, однако законы XII таблиц исходят уже из представления о завещании как нормальном, наиболее часто встречающемся основании наследования.

При этом характерной чертой римского наследования, которую оно сохранило навсегда, было правило: nemo pro parte testatus, pro parte intestatus decedere potest (D. 50. 17. 7) — наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица; если завещатель назначил наследника, например, к четверти своего имущества, то наследник имеет право и на остальную часть этого имущества, наследники по закону остаются в стороне. Вероятно, это правило возникло на почве буквального толкования положения законов XII таблиц, в силу которого наследование по закону могло иметь место при отсутствии завещания, «si intestato moritur». Затем к этому положению привыкли, и оно стало одним из основных начал римского наследственного права.

Законы XII таблиц выражают ту стадию развития римского наследственного права, когда принцип свободы завещаний, еще ведя некоторую борьбу с пережитками института семейной собственности, собственности агнатической семьи, однако уже признан отчетливо и прочно. Когнатическое же родство еще не дает права наследования по закону.

Наследование по преторскому праву. Реформы, осуществленные в области наследования претором, начались еще в республиканский период («преторское» наследование упоминается в сочинениях Цицерона) и завершились в эпоху принципата. Они шли следующим путем. Претор создал особый интердикт — interdictum quorum bonorum для ввода во владение наследственным имуществом. Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые нередко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях iuris civilis adiuvandi gratia — в целях содействия применению, развитию цивильного права. Тем самым он служил, разумеется, интересам имущих слоев населения, ибо наследниками, хотя бы и по завещанию, чаще всего были лица, связанные с наследодателем, обладателем наследственного имущества, кровною или иною личною связью.

Однако скоро оказалось, что интересы господствующих классов в области наследования сложны и разнообразны, и, в частности, не всегда оказывалось приемлемым правило, в силу которого в тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а следовательно, могло быть присвоено любым лицом. Для устранения этой последней возможности претор стал давать в таких случаях bonorum possessio следующему по порядку родственнику, т.е. допускал в отличие от цивильного права так называемое successio graduum et ordinum (пп. 249 и 253). В этом случае претор действовал уже iuris civilis supplendi gratia — в целях восполнения цивильного права.

Наконец, с распадением старой земледельческой семьи претор признал не соответствующим новым жизненным условиям сложившееся в древнейшие времена устранение эманципированных, т.е. освобожденных от patria potestas детей, от наследования после отца, и bonorum possessio стала предоставляться эманципированным детям. В таких и однородных случаях претор действовал уже iuris civilis corrigendi gratia — в целях исправления цивильного права, утверждая таким образом когнатическую кровную связь в качестве основы наследования по закону.

На первых порах претор предоставлял bonorum possessio после исследования в каждом отдельном случае обстоятельств дела (causae cognitio) и вынесения личного решения (decretum), вследствие чего полученная таким образом bonorum possessio называлась bonorum possessio decretalis. Но когда в практике сложились некоторые правила об условиях, при которых предоставляется bonorum possessio, преторы стали вносить эти правила в эдикт, causae cognitio отпала, и для получения bonorum possessio достаточно было доказать наличие условий, с которыми эдикт связывал ее предоставление. Сложившаяся таким образом bonorum possessio edictalis была уже устойчивым институтом римского права.

Сделать bonorum possessor’a цивильным наследником претор не мог, он и называл его не наследником, a possessor’ом, обладателем наследственного имущества, но создавал для него положение, по существу однородное с положением цивильного наследника, предоставляя ему иски последнего в качестве actiones in factum: bonorum possessor и становился heredis loco (I. 3. 9. 2).

В то же время, отказывая цивильному наследнику в исках для получения наследства, претор оставлял за таким лицом одно лишь имя heres.

Так наряду с цивильной системой наследования сложилась мало-помалу преторская система, которой суждено было, по существу, парализовать действие цивильной системы.

Существенное значение, наряду с деятельностью претора, имела и практика центумвирального суда, которому были подведомственны споры о наследовании, о котором идет речь ниже.

Источник: http://megalektsii.ru/s27096t9.html

This article was written by admin

×